Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > Языческие и христианские традиции в двух праздниках Юрия за один сезон

Языческие и христианские традиции в двух праздниках Юрия за один сезон

Некоторым белорусским праздником и обрядом повезло иметь статус нематериальной историко-культурной ценности, что охраняется государством. Сведения о их можно отыскать в инвентаре нематериального культурного наследия. Белорусское государство охраняет 2 обряды, посвященные Святому Юрию: в деревне Райисполкома Дятловского района Гродненской области и в Погост Житковичского района Гомельской области.

«В году два Юр’і, оба дураки: один голодный, другой холодный»

Говорят, «в году два Юр’і, оба дураки: один голодный, другой холодный», имея в виду праздники «зимнего» и «весеннего» Юрия (23 ноября и 6 мая у православных). Но сейчас не о том. Оба обряды проводятся 6 мая. Интрига в том, что основное обрядовое действие – обход деревни – в Ахонаве проходит под вечер 5-го мая, а в Погосте – утром 6-го. Поэтому искушенный этнавандроўнік может успеть отпраздновать дважды. Даже не имея собственного авто. Волшебный ночной поезд Городня – Гомель!

Деревня Райисполкома находится рядом с санаторием «Радон», к которому с разных городов Беларуси ходит маршрутка, а пройти от него до Райисполкома – всего несколько километров. Можно добираться через станцию Клішавічы на железной дороге Барановичи–Лида, тогда идти еще меньше. Ну, или старый добрый автостоп. 4 часа, 5 машин – и мы в Ахонаве. По дороге от водителей слышим: «И зачем то Дятлова сделали райцентром? Там ни предприятий, ни железной дороги. А вот в Новоельне – трубный завод, комбикормовый, железнодорожный узел…»

Райисполкома

На Юрия певиц ждут в ахонаўскіх домах, где за год сыграли свадьбу. Даже если молодые там не живут, группа принимают их родители.

Юрьевский обход деревни в Ахонаве происходит вечером накануне собственно праздник Юрия. Это не редкость в белорусской традиции: рождественский обход проходит 6 января, в то время как Рождество – 7-го, новогодний – 13 января (Старый новый год – 14-го). На некоторые праздники, бывает, обход помещается на второй день (Пасха, Троица). Поэтому, собираясь ехать на празднование, что содержит обход деревни, лучше уточнять время.

Все начинается песней «А мы встречаем Юрия» около церкви. Потом группа идет по заранее известным адресам. С прошлого Юрия в деревне прошло 5 свадеб, в прошлом году – всего одно. Если за год не сыграли ни одной свадьбы, то группа просто проходит деревню из конца в конец, от церкви до креста.

Возле дома поют:

Молодая малодачка,
Выйди-выйди на улочку,
Вынясь-вынясь падарачак,
Падарачак ― паясочак.
Коку-яиц в миске,
Каўбасою акружыці,
Белым сыром залажыці.

Молодая жена бросает певицам ленту. Раньше бросали тканый пояс. Хотя пояса сейчас и не ткут, традиция сохранилась, люди ждут певиц, готовят угощения. Первая пара для того, чтобы бросить группы «падарачак», специально приехала из Новоельни до родителей в Райисполкома.

Ленту разрезают и раздают по куску всем присутствующим. Раньше пояса рвали руками, без помощи ножниц. Делали это обычно мужчины. Ленточки хранят до следующего Юрия, они считаются оберегом.

Особенно много чувств раздорванне пояса вызывает у самих молодых женщин. Родители, которые бросают пояс за детей, что недавно создали семью, также волнуются.

Для группы певиц готовят угощения, которые бабушки приглашают употребить вместе всех, кто их поздравлял, в местный клуб. В Ахонаве много красивых юр’еўскіх песен, которые звучат, когда группа идет по улице.

Вечером 6 мая возле креста бабушки поют «Праважаем Юрия за село», таким образом завершая праздник.

Погост

Садимся на ночной поезд Городня – Гомель в Новоельне, а в 4 утра мы уже в Житковичах. До поворота на Погост в Чэрнічах нас довозит водитель с Брянске, что едет в Ольшаны, белорусский агурковую столицу, по товар.

В Погосте на Юрия пекут каравай, который называют «хоровод».

Каравай украшают под специальную песню:

Хоровод, хоровод, мы тебя наражаем,
Ой, венчики, венчики, зелёны бервенцы
Тебе наражаем, Бога прославляем,
Бога прославляем, Юрия велічаем…

С караваем-“хороводом” идут на поле. Еще один атрибут праздника – фартук, завязанный на граблях. Раньше носили на кресте, в советское время, когда религиозные обряды массово запрещались, решили таким образом замаскироваться и спасти традицию от прерывания. Сейчас в Погосте обратная проблема – православный священник не очень-то одобряет «языческий» обряд. Тем не менее, освящает поле, куда управляется хоровод. Еще несут икону и звезду. Для юрьевского обхода деревни отдельной звезды не делают, используют рождественскую.

Дохристианские и христианские традиции в Беларуси сильно переплелись, и разделить их сложно. Народные праздники следует рассматривать скорее как явление культуры, чем религиозной жизни. Религиозный составляющая обеспечивается аккурат участием христианских священников. Там, где его нет, старинные обычаи воспринимаются скорее как развлечение.

На поле водят хоровод:

…Ой, и где корогод ходит,
Там Бог жито родит,
А и где не бывает,
Там жито ўлегае.
Зародзі, Божэ, жито,
К на лето новые,
А на жито, на пшэніцу,
На усяку пашніцу…

Зеленый фартук на граблях меняют на красный. Объяснений символики этих цветов существует множество: на зеленое поле с зеленым фартуком, обратно с красным – на богатство, на красных девок…

Обходят деревню, перед каждой избой водят хоровод под ту же песню, что и на поле. Хозяева за это дают певицам угощения. К группы «Междуречье» деревни Погост присоединяются в хороводе многочисленные гости.

Обход деревни завершается гульнёвымі хороводами в центре, перед клубом. Сначала – «Дрэма»: девушка «дремлет» на стуле в середине хоровода, группа поет ей, что время просыпаться, к ней едут родные, но Дрэма не реагирует. «Просыпается» только когда «милый едет, тракта везет».

Потом – хоровод «Бабуся». Женщина в центре играет роль бабки-повитухи, которая в то время, когда еще было сложно добраться из деревни в роддом, принимала у женщин роды. Дело нелегкое, поэтому «бабусю» пытаются пераманіць одна в одной 2 команды: тех, кто в хороводе и пара, что ходит по-за кругом. Бабусю «соблазняют» обещанием угощения (водкой, борщом, кашей, киселем, пампушками), та пытается выбежать, но хоровод ее не пускает.

Обряд заканчивается раздачей всем присутствующим каравая. Присутствующие, как видим, очень благодарны.

В Погост стоит сходить и на другие праздники традиционного календаря: Рождество (обход деревни 6 января), Щедрый вечер (обход села 13 января), Сороки (22 марта), Женитьбе дымохода (11 сентября).

Деревня знаменита также тем, что в местной церкви хранится каменный крест, один из тех, что, по легенде, приплыли вверх по течению Припяти из Киева в XII веке.

С Юрия под ольшанские огурцы

С Погоста выбираемся автостопом и понимаем, что поездка проходит под знаком Ольшанов. Почти до Минска нас довозить альшанец, что везет огурцы на продажу в Борисов. От разговорчивого мужчины узнаем о ольшанским быту. Ребята уже в 17-18 лет «ставят парніка», чтобы не брать деньги у родителей. Вопреки стереотипам, выращивают не только огурцы: еще перец, помидоры, капусту. Парники начинают топить с февраля, дровами, на сезон хватает 2-3 прицепы. В августе парник «засыхает», и тогда ольшанке отправляются на заработки.

Почти никто из ольшанцев не уезжает с малой родины на постоянное жительство. Зачем? Пожалуй, никакая профессия, приобретенная в среднем или высшем учебном заведении, не даст такого дохода, как парник. Девушки парников не держат. «До этого у нас еще не дошло», – смеется водитель. Зато в 17-18 лет выходят замуж и помогают мужу. Парни женятся, как только заработают «с парніка» на отдельный дом, в 20-22 года (раньше на свадьбу жилье молодым дарили родители жены, а парни работали на родительских плантациях до женитьбы). Детей приучают к термоусадочная работы с дошкольного возраста. В средних семьях по 6-7 детей, но бывает и по 15-17.

Объясняется это не «производственной необходимостью», а влиянием протестантской церкви: большая часть 10-тысячного населения Ольшанов – христиане-пятидесятники, хотя в деревне действует и две православные церкви.

Кроме Райисполкома и Погоста Юрия празднуют в Любанском, Копыльском, Солигорском, Дзержинском, Лельчицком, Мозырском районах… По сведениям исследователей, в старину юрьевские обряды совершали в том или ином виде на всей белорусской этнической территории.

Обсуждение закрыто.