В соседних с Беларусью столицах открываются общественные прокаты велосипедов: а что мы?

За последние несколько лет почти во всех соседних с Беларусью странах столицы заполучили собственные пункты общественного проката велосипедов, которые обычно спонсирует мэрия и дает возможность горожанам и туристам пользоваться велосипедами короткое время, что в свою очередь улучшает состояние транспортной инфраструктуры и экологии. На днях такой сервис открылся в Вильнюсе, до этого — в Москве, Варшаве и Риге.

Сегодня мэр Вильнюса и большой любитель экологического транспорта (видимо, многие помнят его знаменитый заезд на танке) Артурас Зуокас открыл в ближайшей к столице Беларуси ЕС первый пункт общественного проката велосипедов.

Веселые оранжевые велосипеды можно взять на прокат с помогай специальной карточки (стоит около 6 евро) круглые сутки 7 дней в неделю с 15 июля по 15 октября. Первый пункт открылся в самом центре города на площади Вінцаса Кудирки. Всего таких планируется открыть 24 по всему городу, через что велопарк Вильнюсе составит 200 велосипедов.

Первые полчаса пользования велосипедом бесплатны, за следующие 30 минут придется доплатить (0.44 евро), за следующие 30 мин. — в три раза больше. Далее стоимость пользования заново вырастет до 3.5 евро за полчаса и так далее.

Сделан прокат, прежде всего, для привлечения туристов, которые с радостью могли бы часок-другой поездить по центру города, после чего отправится в кафе, а также для горожан, которые спешат с работы домой. Считается, что сеть пунктов проката позволит удобно перемещаться по городу, беря велосипед в одном месте, а оставляя в другом. Это позволит разгрузить улицы от машин, а пассажиров — от автобусов.

Подобный проект запущен весной в Москве. Условия проката в российской столице, еще недавно слабо приспособленной для передвижения на велосипедах, подобные виленских: первые полчаса бесплатные, следующие стоят 0.7 евро, следующие — в три раза дороже. За посадку каждый раз приходится платить дополнительные 2.3 евро. Цель — побудить горожан к краткосрочных поездок на велосипеде, чтобы сократить количество автомобилей в центре.

В Варшаве существует большая сеть проката велосипедов — более 1 000 велосипедов стоимостью около 2 тыс. евро. Принцип работы тот же, только бесплатные не первые полчаса, а 20 минут. В Риге до прошлого года существовала подобная система общественного проката, но она была закрыта, так как ее оператор — крупная авиакомпания — решил, что велосипеды — не очень профильный бизнес.
Единственной столицей из соседних с Беларусью стран, которая пока не имеет подобной системы проката велосипедов, остается Киев. Впрочем, и там в центре имеются пункты проката, хотя и не такие удобные, как в Вильнюсе, Москве или Варшаве.

Если же в Минске и других городах Беларуси появится что-то подобное? Опыт соседей показывает, что горожане и туристы рады пользоваться благами коротких велосипедных путешествий. Дело за властями.