Синхронизация с молодым литовским искусством

Сегодня в галерее «ў» открылась выставка творчества четырех молодых художников из Литвы. Инсталляция из армейских носилок в цветах литовского флага в центре галереи, большие принты на стенах с изображениями скором будущем и увлекательный тетраэдр с проекциями 3D mapping. Generation.by приводит представление современных литовских художников и публикует фоторепортаж с открытия выставки.

Название выставки СИНХРОНИЗАЦИЯ возникла из видеофильма Рымаса Сакалаўскаса с таким же названием, где художник анализирует представления своего детства. Видеоработа сконструирована по принципу ассоциаций, которые рождают неожиданные, под контроля и просто логично невероятные представления. Название произведения указывает на идентичное понятие Карла Густава Юнга “синхронизация”, что характеризует “реальность”, изображенную бессознательном (пазасвядомым) воображением, которое переходит в сознание. Представляя разных художников на одной выставке, мы также ищем ассоциаций, общих черт между ними, однако не стремимся навязать это как реальность, либо как неоспоримую правду. Синхронизация в этом случае становится скорее техническим процессом организации выставки, а не философским термином, направленным на анализ творчества.

Йаланта Кізікайтэ

это художница молодого поколения, которая в своей живописи обращает внимание на внутренние конфликты индивида, ответственность и социальные темы. Художница говорит: “В своих картинах я реагирую на актуалии, проблемы, переживания общества, семьи, личности – как инспирированы самим обществом, так и те, что появляются в ходе моих личных отношений с ними. В 2010 г. ей было присуждено звание Лучшей молодой художницы, она выиграла три творческие резиденции в Вене (Австрия). Галерея “Художественная ниша” представила произведения Йаланты Кізікайтэ на международных ярмарках современного искусства “ARTVILNIUS’11’12‘13”. В 2013 г. ее произведения были представлены на ярмарках в Москве и Вене. Произведения Йаланты Кізікайтэ приобрели “Центр современного искусства” в Литве, музей “Walter Bischop” – в Германии.

Римаса Сакалаускас

Принадлежит до самого молодого поколения литовских відэамастакоў. Визуальными искусствами и музыкой он интересовался с самого детства, учился в Национальной художественной школе имени Н. К. Чюрлениса, в 2009 г. окончил курс фотографии и медиа в Вільнюсскай скадэміі искусств (БА). В 2011 г. окончил курс в магистратуре Королевского колледжа искусств в Великобритании. Римаса Сакалаускас принимает активное участие в международных конкурсах и фестивалях. В 1997 году на Международном конкурсе «Sound and vision» он был награжден первым призом за лучшую визуализацию музыки композитора Яна Сибелиуса, в 2009 году – Призом Балтии на Рижском международном фестивале відэамастацтва и современного искусства «Waterpieces 2009». Одни из важнейших его наград – Гран-при в свободной категории, полученный в Турку – культурной столице Европы в 2011 г., и награда на международной ярмарке современного искусства “ARTVILNIUS’13” в 2013 г., где его инсталляция была признана наилучшей.

Созданный им в 2009 г. аудиовизуальный проект “Синхронизация” в Литве был признан лучшей работой молодого художника и получил награду „Серебряный журавль“. Произведение также оказался в центре внимания международного художественного сообщества: его включили в свои программы около 70 различных выставок и фестивалей (от Вильнюса и Таллина до Нью-Йорка, Бразилии и Сеула), а несколько из них назначили этому произведению основные призы. Творчески работает в сферах відэамастацтва и анимации.

Последняя работа с проекциями 3D mapping – это естественный сдвиг, который пытается уловить и отразить реальность с “искривленной” перспективы. Все визуализации, что он создает, эстетически оформлены, и превращают неприятные истории в привлекательные. Работы Рымаса Сакалаўскаса захватывают внимание, ностальгические, они и смущают, и привлекают глаз.

Константинос Гайтанжы

Один из ярчайших творцов молодого поколения в Литве, хорошо известный в регионе преподаватель ВМА. Польский критик К. Станиславский характеризует Константиноса как представителя “горячих медиа” в современном искусстве.

Работы Константиноса Гайтанжы полные иронии и абсурдысцкага юмора. Это вымышленная трагедия племени охотников на панд (Pandahunters), драма зайца-киборга, которого якудза заставили убивать своих друзей (Anthonio the Hare). Триптих „Jubilee“ – это сотрудничество с современными литовскими поэтами, которые по заказу автора написали по четверостишия поздравлений, которые читали на популярных в Литве поздравительных концертах. Эти четверостишия были наложены на произвольно выбранные изображения Константиноса, таким образом создавая совершенно новые смыслы. Также не чужда автору и игра с исторической мифологией (Adventus Palaemoni). Статистика произведений отдает дань как классическому поп-искусству, так и современному движению японских художников „Superflat“ и визуализации интернет-мема.

Константин работает и с классическим живописью – цикл его картин „Neuschwabenland!“ был (вместе с восемью другими произведениями художников из Восточной Европы) выбран для представительства на первой презентации современного искусства региона („East+Europe“), которая этой осенью состоялась в выставочном зале Дворца правительства Гонконга. Работы Константиноса Гайтанжы приобрели коллекционеры Литвы и зарубежья.

Альгис Каспаравичюс

Художник, который защитил степень магистра в Вильнюсской академии искусств в 2005 г. и начал свою выставочную деятельность в 2000 г. Автор не ограничивается традиционными визиями скульптурой пластики, а рабочим материалом часто становится ассоциативное, літэратурнае мышление, которое оформляется с помощью таких не характерных для скульптуры средств, как ткань или нитки. В последние годы в своих произведениях изучает связь самочувствия и эмоций человека, как с самим собой, так и с окружением. Каждый год скульптор представляет новейшие произведения на выставке скульптуры и инсталляции „Takas“ на ярмарке современного искусства “ARTVILNIUS”.