Сергей Михалок: «Спасибо, что дали нам возможность вернуться и все исправить»

«Так они же написали гимн этому… Красному серпу, ой, …Правому сектору, — тогда понятно», — рассуждают парень и девушка из Вильнюса, что подрабатывают на подвозе белорусов, которые приехали на последний концерт «Ляписа Трубецкого». Перед этим пара выразила твердую версию, что Михалок обязательно, «как Алла Пугачева», будет еще не однажды устраивать прощальные концерты, и очень удивилась рассказом о том, что Ляписы оказались под угрозой запрета не только в Беларуси, но и в России.

В ноябре 2013 года так же тысячи белорусов ехали через границу Евросоюза, чтобы увидеть выступление Сергея Михалка и его Crew с эксклюзивной программой «Грай». Тот концерт чрезвычайно удивил масштабом и создавал чувство исторического события. Параллельно действительно исторические события начинались на юге от Вильнюса-Минске — в Киеве президент Янукович отдал роковой для себя приказ разогнать протестную акцию романтических студентов. Глубокой ночью в очереди на границе по дороге на концерт кто-никто из белорусов читал и обсуждал в автобусе печальные новости из Киева: «Брутально разогнали», «Майдана больше нет». Настроение пераклікаўся с датой 20 декабря 2010 года. Но, если утром тысячи белорусов акупоўвалі столицу соседней страны, чтобы увидеть там выступление белорусской группы, сотни тысяч украинцев собирались прийти в центр Киева, чтобы начать новую страницу истории своей страны.

На следующий день после того вильнюсского концерта комментарий директора Ляписов Евгения Калмыкова о том, что новый альбом группы после белорусскоязычного диска «Грай» будет полностью «русским» и будет посвящен России, звучал словно шутка.

Но через несколько месяцев Ляписы распространили жесткий манифест «Нами правят бандиты и гэбисты» и действительно выпустили свой самый русский альбом, без шуток.

Тем временем, пока «Ляпис Трубецкой» составлял строки манифеста «Мы не хотим, чтобы нами руководили кремлевские технологи… Пусть матрешка вновь радует своей улыбкой людей на всей планете! Потушим огонь новой холодной войны в зародыше, пока не стало слишком поздно», в Кремле тщательно запихивали в матрешку «зеленого человечка».

«Свежий ветер»

На последнем выступлении в Вильнюсе Сергей Михалок выглядел все таким же энергичным бойцом и профессиональность почти скрыла чувство эмоциональной усталости, которое едва-едва читалось со сцены. Но через 7 лет после выхода клипа «Капитал», с которым новый Ляпис ворвался когда-то в головы сотен тысяч людей, чувствуется, что Сергей Михалок доказал себе что-то очень важное и успокаивается.

«Мы — заводские ребята, но мы соберем стадионы», как мантра звучали эти слова в течение нескольких лет на концертах «Ляписа Трубецкого». Долгое время после перевоплощения Михалок со сцены говорил исключительно заученными стихами. Кое-то даже насмехался, что выступления Ляписов повторяют себя один в один на 100% в разных городах не только музыкальной программой, но и идентичными речами Михалка со сцены. Поэтому каждое неожиданное слово, хоть немного похожее на импровизацию публика ловила сразу же. Ноябрьский концерт 2013 года «Грай» был чрезвычайно полный такими сценами. Михалок даже извинялся за свою говорливость. Но на этот раз все было иначе, и лидер «Ляписа Трубецкого» разговаривал не много.

В толкотне тесной для масштабов Ляписов площадки клуба Loft мало кто обратил особое внимание на слова Михалка «Спасибо, что дали нам возможность вернуться и все исправить», брошенные перед музыкальным боевиком «Belarus Freedom». Но похоже, что эти слова были определяющими на концерте. В 2010 году в интервью журналу «Русский Newsweek» Сергей Михалок рассказал, что на презентацию альбома «Золотые яйцы» 2004 года пришли когда-то только 30 человек. Группа тогда воспринимали в одном ряду с эстрадными героями РФ типа «Отпетые мошенники», не смотря на оправдания Михалка о том, что попса в их исполнении — это ирония. Темные времена для группы закончились только через несколько лет с выпуском абсолютно нового диска «Капитал», и «Ляпис Трубецкой» смог вернуться на большую сцену, чтобы в конце концов собирать стадионы и писать пророчества в текстах.

Правый сектор Аллы Пугачевой

Песня «Воины света» с русского альбома «Матрешка», которую, вероятно, и имела в виду пара из Литвы в попытке разобраться, почему же Ляписов могут запретить в России, действительно стала неофициальным гимном революционных перемен. Одновременно с няменшым успехом кремлевские политтехнологи сделали красной тряпкой для тех, кто боится перемен, выражение «Правый сектор». Удивительно, но в промежутке между этими реальностями тоже живут люди и там в их сознании «Правый сектор» превращается в «Красный серп», а Михалок стоит с рупором где-то рядом, к тому же в образе Аллы Пугачевой.

В последней песни альбома «Матрешка», от которой получил название прощальный тур «Ляписа Трубецкого» Михалок поет: «Цирк уехал, клоун остался». Не смотря на многочисленные пророчества текстов альбома, с этой песней, кажется, все вышло наоборот: цирк все еще остается здесь, но «Клоуна нет».

Также: Фотографии с прощального концерта «Ляписа Трубецкого» в Вильнюсе