«Рыцарство – это консолидация чести, достоинства и смелости, понимаешь?»

На рыбалку сюда ездить чуть ли не половина Минской области, но в этом году небольшая Вилейка ознаменовалась первым в ее истории рыцарским фестивалем. 4-5 июля прошел фестиваль «Славы предков», посвященный иногда ВКЛ.

Легкий экскурс в историю

«Не люблю толпу пьяных лиц. А в таких местах чувствуешь себя по-людски, ты здесь и сейчас» – рассказывает Алексей, коренной минчанин. Он курит сигарету и поглядывает на сцену.

Алексей давно не ходит на городские праздники, ведь «трезвому там делать нечего», а сюда, за 100 километров от Минска, приехал. Он прочитал много об истории времен ВКЛ, не очень удовлетворены качеством и количеством информации, но фестивалем, подобным до этого, радуется:

«Это легкий экскурс в историю для тех, кто хочет что-то понять», – говорит он.

Те, кто хочет что-то понять, играют по парку. Жарко, и от утра печет солнце. Матери, дети, молодежь, магазинчик «Чайник» с холодными напитками, люди в средневековых костюмах. Говорят, одного рыцаря не хотели пропускать внутрь через КПП милиции – мол, с холодным оружием нельзя. Так огражденная территория фестиваля оказалась анклавом средневековой культуры, где можно ходить с оружием, но выносить нельзя.

Четыре Омоновца и сколько милиционеров охраняли этот анклаўчык, и очень обиделись, когда ночью в 12 часов публика их обвинила, что выключили звук: «За это отвечает город, – говорят. – Всегда вам мешает ОМОН, а мы даже никому замечания не сделали».

Кто знает, возможно, это лишь отзвук того, о чем рассуждает Алесь Таболич, лидер группы «Зьніч» и организатор фестивалей:

– Очень много потеряно времени. Год 5-6 подобное было под запретом, никто бы такое не устроил.

– В начале 2000-х?

– Да. Тогда все белорусское попадала под оппозицию. А последние год-два пошла белорусизация: вышиванки, вышимайки, фестивали. Это все говорит о том, что дали послабление.

«Мы с братом бились на мечах»

На этот фестиваль съехалось более двух десятков рыцарских клубов, а всех участников вместе с музыкантами было около четырехсот. У сцены колесом растянулись ремесленники-торговцы, по берегу и стали лагерем гости.

Одним из самых интересных зрелищ ведущий назвал бугурты – бой, в котором участвует много рыцарей, а зрители – соревнование лучников.

«В средневековье, когда турниры только начинались, правила были очень жесткие. В XI – XIII веках, тот, кто побеждал, забирал себе в плен побежденного, мог забрать ваярскі снаряжение и коня. Хороший ваярскі конь мог стоить целого поместье, – делает экскурс ведущий фестиваля Юрий Устинович.

– В семідзясятыя годы XII века был такой рыцарь Уильяму Маршал. Он за год турниров весьма обогатился: взял в плен 107 соперников, которые отдали ему снаряжение, коня и выкуп.

По мнению Юрия, при Грюнвальде наши предки в союзе с другими разгромили самую боеспособную на тот момент армию. Следующие времена для нашей родины были временами расцвета.

– Такие фестивали нужны, чтобы люди хоть понемногу задумывались, что все-таки их Родина была довольно богата, – говорит Андрей Орловский, идейный вдохновитель фестиваля.

– А не задумываются?

– Нет, конечно. Они просто существуют. При подготовке к фестивалю пришлось увидеть на свои глаза – так оно и есть в основном. Нужно это как-то встряхнуть.

Фестиваль важен, ведь народу хочется обращаться к подлинной истории, – так считает гончар Вера Каўзановіч из мастерской Zolak. Может быть, не все так с форматом праздника или чем другим, но майстрыца видеть подобные события хорошей альтернативой современным массовым празднованиям.

«У меня еще в детстве была к этому интерес, – говорит она. – Мы с братом вот с такого возраста (показывает не выше за метр, – авт.) бились на мечах, и это был лучший занятие. В качестве щита была подушка, мечами – два кие.

Может быть, воображение рыцарство – это консолидация чести, достоинства и смелости, понимаешь? Именно это и привлекает».

Кому надо рыцарские фестивали?

Так зачем и кому нужно такие фестивали? Ведь, как сказал Алесь Таболич, праздник-то городское, но что-то город не слишком видно. Действительно, фестиваль прошел в качестве мероприятия на День города 3 июля, и по словам горожан, на городское Купалье с музыкой из колонок парк принимал и более людей, хотя не за деньги, как фестиваль.

Андрей Орловский из рыцарского клуба «Факел» видеть такие события хорошей фішачкай региона, которая помогла бы развивать туризм. Мол, природа шикарная – чего стоит одно водохранилище; столица близко, в 100 километрах, из них 75 можно проехать по железной дороге. Дальнейшая судьба этого фестиваля зависит от финансовой стороны, по словам Андрея.

И, покопавшись в метафизике, находим еще много рэзонаў для существования такого события:

«Приходят люди, обычные мужчины, которые считают себя здоровыми, смотрят на ребят. А те в доспехах, под жлобом в 30 градусов, дерутся – мужественные, выносливые, волевые. Это образец, – говорит Юрий Устинович, ведущий.

– Вторая причина: здесь наскасць, дух нашей культуры. Таким образом мы вспоминаем традицию предков и говорим им: «Спасибо!»

Для рэканструктарскага движения, по единому мнению собеседников, любой фестиваль – хорошо, ибо создает конкуренцию, а значит – развивает.

«Что было тогда, во второй половине девяностых? Кальчужка, кирзовые сапоги – и ты уже реконструктор. Раньше не было такой защиты, и соответственно как бились? Друг друга жалели. Сейчас ребята гасятся в полную мощь. Имеешь хороший доспех – можно выйти, не имеешь – лучше не соваться. Это абсолютно разные уровни, – говорит Юрий.

– Но тогда закладывался фундамент сегодняшнего движения на Беларуси, представители которого на международных соревнованиях занимают первые места».