Обувь, кровь да пластиковые пакеты фестиваля «Новинки»

В небольшом зале Музея современного искусства среди толпы любопытных минчан открылся юбилейный фестиваль перформанса. Когда-то в 1999-м несколько молодых художников запланировали сделать перформанс около тех самих Новинок, известных как дурдом. Поэтому теперь ежегодно в начале осени «Новинки» переезжают на несколько дней в центр столицы.

Зрители вчера могли не только наблюдать и восхищаться фрыканутымі действиями художников из разных стран, но и принимать участие в процессе: поддержать нити, отведать свадебный пирог и запить его вином. А некоторые даже лишились на время своего перформанса обуви. Молодая польская художница Ольга Навакоўска сначала перамерала несколько пар, потом выбрала самые удобные — кроссы, в которых стартанула бегом в город. Зрители гадали, или это конец перформанса и можно забирать свою обувь или художница приглашала таким образом пробежаться по проспекту. С чувством интриги все двинулись на улицу искать героиню. Поиск оказался успешным: через несколько минут под аплодисменты и странные взгляды прохожих Ольга вернулась в Музей.

То ли Ольга Навакоўска поклонница обуви спортивного и здорового образа жизни, то ли какой-то другой смысл скрывается в этом выступлении — осталось загадкой, над которой зрителям остается разве размышлять перед сном. Впрочем и цимес перформанса по словам куратора фестиваля Виктора Петрова, в том, что его каждый прочитывает по-своему.

Публика тем временем с увлечением следила за каждым движением художников, ежесекундно слышались звуки фотазатвораў. Почти после каждого выступления происходило ротация зрителей.

«Зрители каждые 30 минут меняются, поэтому может быть до семисот человек. В 1999 году на фестиваль может даже и десять тысяч пришло, — рассказывает куратор мероприятия Виктор Петров. — Но количеством ничего не возьмешь, сейчас приходит подготовленная публика, люди все более-менее понимают. Считаю, что наша молодежь очень образованная и продвинутая в этом плане, нет никаких вопросов, нас ценят и любят».

Следующим объектом почитания публики стал минский перформер Александр Серна, который под песню «Купляй беларускае» иронизировал на тему брендов с помощью разрыва на себе белорусских пластиковых пакетов.

Испанская художница Аналія Белтран Жалес показывала кроўную связь между матерью и детьми с помощью красных ниток, красного вина и нескольких присутствующих, которые олицетворяли ее детей. Аналія училась изобразительному искусству, но с 2001 занимается исключительно перформансом. Она впервые посещает «Новинки» и довольна белорусскими зрителями.

«Я впервые в Беларуси и чувствую, что публика очень близка мне и она меня понимает. Кажется, что здесь перформансы более популярны, чем в моей стране», — говорит испанская художница.

По плану фестиваль должен был закончиться на озере Вяча под Минском, однако организаторам за день до начала «Новинок» позвонили и сообщили, что нужно брать разрешение.

«Мне позвонили вчера и сказали, что я должен иметь разрешение на показ чего-либо в Минском районе. Кстати, раньше говорили, что нужно иметь разрешение, чтобы показывать в городе и говорили, мол, ребята, езжайте в лес, на речку и показываете, а сейчас уже на речку не поедешь», — объясняет Виктор.

В понедельник, 2 сентября еще запланированы перформансы, они состоятся в Музее современного искусства. Начало: 13:00 (2 сентября).

Больше снимков из перформансов смотрите в нашем фотоблоге.