Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > «Наши клиенты — анархо-туристы»

«Наши клиенты — анархо-туристы»

Как в современной Беларуси организовать успешный бизнес на организации туров по местам антикоммунистического сопротивления и восстания Калиновского. Generation.by пообщался с Александром Дуко, турфирма которого за последние годы звазіла полторы тысячи белорусов на зарубежные концерты наших групп, тех самых, у которых не очень получается выступать дома.

***

«Добрый день, вас приветствует Литовский провинциальный комитет, — улыбаются в полном туристами автобусе ребята, одетые как участники восстания Калиновского. — В целях конспирации, если спросят, говорите, что вы туристы „ДэльфінГруп“».

Так начинается путешествие по местам восстания 1863-1864 с посещением поля битвы под Миловидами, гарри Шыбельнай (где были казнены повстанцы), место битвы под Косово, Дворца Пусловских и Сапегов, Ружанской синагоги, Троицкого костела и многих других исторических достопримечательностей.

«Миссия нашего турагентства — это знакомство белорусов с их историей, пробуждение национальной гордости. Мы не всякие физики-химики, которые пошли на курсы экскурсоводов и делают экскурсии. Они не расскажут, как проходила битва под Миловидами, например. Мы в первую очередь историки», — говорит основатель и руководитель агентства Александр Дуко.

В блішэйшай будущего планируется еще провести исторические путешествия по местам Первой Мировой войны, по местам Ромуальда Траугутта (личность не менее значимая для Беларуси, чем Кастусь Калиновский) с начоўкай в паўстанскім лагере.

Но упаковать автобус поклонниками группы N и отвести их в точку X для историков с Дельфин-групп показалась слишком лайтовай идеей. Таким образом было решено прагружаць муз-туры в ближайшее зарубежье экскурсионной программой о том, какими конкретными географическими точками Санкт-Петербург, Вильнюс и Киев прикасаются к белорусской истории.

«Просто куда-то возить — это не так интересно, не так в кайф. В большинстве случаев посетители рок-концертов и слушатели экскурсий одна и та же публика. Наши клиенты — это люди неравнодушные и которым все это интересно. У «Ляписов» есть песня про анархо-туристов, так вот наши клиенты — это те же анархо-туристы, люди, которые любят рок-н-ролл, свободу и все такое. Подавляющее большинство — молодежь, такая немного может и прыпанкаваная, есть также люди по сорок и пятьдесят, которые оказываются искренними фанатами рок-музыки»

Тем временем бус с пассажирами разных генераций двинулся в возвышенную эпоху борцов за свободу, смелых косинеров и мужественных полустанок. Так, оказывается, немало было и девушек, что принимали участие в восстании, да не просто помогали «бить москаля», а на равных с ребятами воевали против царских войск.

В Косово представители Литовского провинциального комитета пригласили паўстанскіх туристов-неофитов к своему паўстанскага лагерю с костром, угощением крупником да геройскими песнями под гитару.

С местечком Косово Алесь связаны еще с 2001 года. Тогда, студентом БГУ, он с соратниками проводил волонтерские лагеря. Гістфакаўцы убирали дворец, носили деревья и привлекали внимание к состоянию усадьбы Костюшко (тогда еще фундаментов усадьбы), что находится напротив резиденции Пусловских. Даже замахнулись на «Косовский Woodstock», однако областные власти такое увлечение музыкой на их территории не оценили и дворцовый оупен-эйр остался только идеей.

Алесь Дуко

Хочу организовать поездку по местам Слуцкого вооруженного восстания. Интересно, что некоторые говорили, что идут воевать за БНР, некоторые шли и думали, что идут воевать в армию Булак-Булаховича, а были те, которые говорили, что идут воевать в Семежаўскую армию.

Есть планы сделать поездку по местам «Зеленого дуба». После Слуцкого вооруженного восстания, его участники и другие белорусы продолжали еще вести антибольшевистскую борьбу до середины 20-х годов. Была такая белорусская крестьянская партия «Зеленый дуб», которая действовала почти на всем пространстве БССР. И, например, Юрка Монич и Лукаш Семенюк до 1924 года держали в руках Борисовский уезд. И есть доклады большевистских комиссаров, которые свидетельствуют о том, что они боялись соваться за пределы Борисова, ведь было опасно для жизни.

Право на ошибку

Бывает такое, что ночью спишь, сніш сны — и как попрет, просыпаешься и начинаешь записывать. Оказалось, что не все можно реализовать, но идею возить на рок-концерты исполнил.

Если ты работаешь на кого-то, можешь схалявіць, можешь даже больше заработать иногда. Когда работаешь на себя, не имеешь права на ошибку. Это игра с крупными ставками, она интересная, азартная, эта конкуренция, всякие цёркі. Очень приятно видеть довольных туристов и говорить, что это моя фирма и я это сделал.

60% белорусскоязычной знати

Пишу кандидатскую диссертацию о культурная жизнь знати в 18-19 веке. Культурный феномен 19 века — это то, что не было образования на Беларуси по-польски даже, не говоря о белорусскоязычную. А шляхта создавала тайные школы, за ними гонялись жандармы. Были и белорусскоязычные школы, в начале 19 века их было где-то с десяток. Перепись 1897 года показывает, что 60% шляхты на вопрос о родном языке, ответили, что родной язык — русский. И это о чем-то говорит, не смотря на всякие полонизации.

«Я рыцарь, защищайтесь»

Мы все знаем про историческую анимацию. В основном это понятие ассоциируется у нас со средневековыми рыцарями. Не раз был свидетелем того, как некоторые «рыцари-аниматоры» лыка не вяжут по-белорусски. Мол, «Я рыцарь Франсуа де Бульён, защищайтесь» на фоне Мирского замка. На наш взгляд, историческая анимация — не значит вырадзіцца, какую-нибудь фигню спароць и сказать всем, что так нужно. Это ни в коем случае не выпад в чей-то бок. Переодеваться в костюмы определенной эпохи и ставить какие-то сценки не главное, главное — помочь людям почувствовать эту эпоху.

Аполитичная история

Настоящая история аполитична. Так было, мы рассказываем, как было. Были упущения, и мы рассказываем, почему восстание проиграла.

«Здесь останавливался Петр Первый»

Начиная с XVI века нас душили и резали. В XVII веке вообще, ужас. Не лучше и XVIII-е — Северная война. Мало того, что шляхта между собой билась, по Беларуси ходили шведские, саксонские, российские войска, так еще и Петр I пришел в Софийский собор и такой говорит: «Что у вас тут такое? Вы что? Не православные?» А ему униатские монахи: «Ой, сударь, не понимаем, мы униаты». — «А вы что, не Москве подчиняетесь?».— «Не». Ну и он прямо в соборе саблей и разрубил, после приказал засыпать пороха и снести собор, тот самый, который строил Всеслав Чародей. То, что мы имеем сейчас, это перестройка. А в Полоцке и по сей день есть «Домик Петра первого» (кстати, не факт, что он в нем останавливался). ХІХ век — сплошная череда восстаний, заговоров, попыток поднять восстание. XX век — революции, две войны, БНР, Слуцкі збройны чын, Союз освобождения Беларуси, «Черный кот». Война продолжалась до середины 50-х годов, в Беловеже покушение на Хрущева, совершено польскими партизанами и, по таких очень патриотических сведениям, с участием белорусских партизан.

Не только чтобы заработать

Я думаю, видно, что нас прет от этого. Делаем все это не только, чтобы заработать, но и чтобы принесла пользу, в первую очередь Беларуси. Хочется, чтобы больше людей узнали и гордились своей историей.

Обсуждение закрыто.