«Мы знаем о различные дзен-будызмы, а про свое — ничего»

В новейшей лайк-моде волшебным образом сочетаются порывы свалить жить на хутор и создать городской журнал. Тем временем совсем рядом есть люди, которые вместе давно и системно исследуют экзотический белорусский фольк и чувствуют в этом удовольствие без оглядки на тренды. В рубрике Generation.by «Группировка» — «Студенческое этнографическое общество» и его герои, что устраивали на выходных в Вязынке праздник «Богач».

В электроне из Минска, переполненном любителями грядок и турзлётаў, иногда попадаются девушки в белорусских костюмах – они едут на родину Янки Купалы, чтобы встретить людей, которым также не хватает гармонии в городе. Обычные люди в обычной одежде ждут звуков волынки, под которые можно сбросить созревшее зерно вместе, а после петь и танцевать. Этот праздник для тех, кто может не разделять людей на зрителей и артистов.

Праздник тяжелого осеннего яблока с золотым листьями – таким в этом году был Богач в Вязынке, который гости прожили вместе с друзьями из Студенческого этнографического общества. Люди, которым близка традиция, в этот день делились с другими ощущением своего.

Перенять и поделиться, когда уже не сможешь держать в себе – такой подход участников общества. Они не наблюдатели культуры, а живут ей, и хотят сделать белорусские праздники родными тем, кто уже давно живет в городе и для кого фольклор – экзотика.

Этим старушкам не нужно одевать костюмчик, чтобы чувствовать себя белорусками

Евгений Барышников, заместитель председателя СЕТ:

— Мы не хотим показухи, делаем для себя. Хотите – приезжайте, и мы поделимся. — Евгений на празднике не в вышитой рубашке, но он и волынщик, и барабанщик: – Не, ходить в кепке и бойцы не диссонирует – у меня есть внутреннее ощущение… Хотя и рубашка дома есть. Вот эти старушки, им не нужно надевать костюмчик, чтобы чувствовать себя белорусками. А много кому еще нужно.

Ты можешь заниматься дальше чем угодно, если знаешь, на какой почве стоишь. Это позволяет чувствовать себя гармонично, дает такую ўкарэненасць. Ты можешь идти куда хочешь, но ты знаешь, откуда вышел.

Евгений говорит о великолепных бабушек с Гродненщины, которые поют со сцены народные песни: в них подобные образцы на специальных концертных костюмах – раньше так не бывало, все разнились. Но от этого их пение не делаются ни более, ни менее народными, как раз как надо. Старушек СЭТаўцы буквально нашли в одной из этнографических экспедиций.

— Обращение к «своей» во всех связаны с інсайтам, как я представляю: пониманием, что мы знаем о различные дзен-будызмы, а про свое — ничего. И тогда человек через совковый фольклор, через Хорошки и кокошники терпеливый человек дакапваецца до интересных вещей, — объясняет Евгений Барышников.

Например, о том, что в Беларуси, в отличие от Европы, хорошо сохранился аутентичный фольклор. В Скандинавии в бутиках продают национальное, а у нас это можно найти в деревнях. Например, на Дрыбеншчыне живет мастер-шаповал, который делает валенки для рыбаков — очень классные. Его отец и дед также были шапавалы.

Наша культура все еще связана с деревенским окружением

— Это как разница между рубашкой из «Купалинки» и той, которую сделал сам. Все между словами искусственная и бутафорская, — рассказывает Анастасия Кухаренко. И добавляет: — Хорошо, что наша культура все еще связана с деревенским окружением. Эти бабушки, которые дали нам ощущение преемственности. Гармоничность и связь с природой. Это, по моему мнению, делается более популярным. Может, людям в городе не хватает спокойствия. Работа, деньги, здоровье — гоняешься за ними, а после выезжаешь в Вязынку или в лес по грибы — и за несколько часов отдохнул.

Меня успокаивают деревья. Я вижу – оно здесь росло, растет и расти будет. И это показывает, что все было до тебя, теперь ты со своей суетой, и после оно тоже будет, зимой или летом.

СЕТ был основан в 1998 году, чтобы делать белорусскую народную культуру актуальной. Сильные общины работают в Могилеве, Полоцке, Витебске, Гродно. В организации есть люди в Бресте и близка по идеях «Толока» в Гомеле.

Члены организации проводят летние лагеря, этнографические экспедиции, народные праздники; в них есть библиотека и архив, а также много контактов людей, которые могут дать консультации по культуре (обряды, свадьбы и т..д.); действует много кружков (пение детские, мужские и женские; танцы, ткачество, костюмы).

СЕТ устраивать по две большие экспедиции дважды в год (7-15 дней в дороге). Мелкие происходят все время.

Все так, как нужно

Дарья Зуева, участник коллективов Guda и «На току»:

— Я чувствую, что делаю что-то достойное, что это мое. У меня меняются взгляды на жизнь и мир. Облака, деревья – я раньше их так не воспринимала. Не могу объяснить, по-другому. Я сегодня пела песню «Уже на дворе вечереет, моя мамка ужинает» — и моя мать сидит в первом ряду, смотрит на меня. Якобы я пою ей, все так, как нужно.

Ощущение одиночества в нас общее

Оксана Акуневич, член СЕТ:

— На таких праздниках люди утоляют потребность найти своих. Раньше, когда люди жили в деревнях, было строгое разделение на своих и чужих. Мы живем в городах и почти не общаемся с природой и землей.

Ранее нашим кругом родственников был большой род, до седьмого колена, а сейчас троюродные – уже не близкие. Поэтому ощущение одиночества в нас общее.