«Лучше брать самогон, что «для себя». Ведь на продажу могут и куриного помета набросать»

Некогда самогонка была атрибутом всех праздников, но вероятно вскоре ее отнесут к аутентики. Что есть самогон в белорусской истории, как боролись с ним советские агитационные плакаты и кто варить сейчас, можно узнать в самом центре Минска, где 1 апреля открылась выставка «Летучая, горючая, прозрачная».

Брага в истории

Легкий сивушный запах в музейной зале отчетливо дают самогонные аппараты – такое могло случиться только 1 апреля. Сознание говорит: «Не верю!» – а ноги несут в центр Минска, в Музей истории кино. Здесь в 17 часов 1 апреля открылась выставка «Летучая, горючая, прозрачная: история промысла и борьбы с ним в Беларуси», посвященная самагонаварэнню.

«Такая выставка не могла не состояться, – говорит куратор Егор Сурский. – Некоторые знают о самогоноварение только в истории семьи, эта культура утрачивается. А историю человечества невозможно представить без алкоголя. Другое – если нет культуры потребления, ибо от ее пьянство и алкоголизм».

«Давайте обсудим это по телефону»

Выпить наливали. Пока зеленые зміі со шпалер калыхалі языками над ораторами, и чуть после этого. Девушки из «Дудуток» давали закусить соленый огурец. Вокруг – некогда изъятые самогонные аппараты из фондов «Дудуток», плакаты (с ними помогли в «Белорусском союзе художников») и разные интересные вещи из частных коллекций.

Гомон, цяплынь и окна чуть спасают, журналисту советуют подождать 15 минут, «чтобы успело дойти до желудка». Гости – молодежь, тетеньки среднего возраста и солидные седые дяди, которые рэфлексуюць: «Аппараты смешные! Я видел те, которые на лошадях везли, на 200 литров», – комментирует зале председатель союза дизайнеров Григорий Ситница.

Двое у 40-литрового бітона от молока жалуются, мол, такой же дома был, да не выгнал ничего, строители украли. Седовласый и загадочный господин говорит: «Давайте обсудим это по телефону» в ответ на просьбу вспомнить, что он знает о самогон.

Сколько стоит самогон в условиях монополии

Опрос зале показала, что самогон не отошла в прошлое, хотя в больших городах ее не встретишь: кто-то имеет бабушку – знаменитую на весь район полесскую самагоншчыцу, а кто-то пил в Украине летом (Винницкий район, 25 гривен за литр). В «Дудутках» берут 175 тысяч за пол-литра аутентичного продукта.

Говорят, что у людей с год назад самогон стоил в половину стоимости водки, которые гнали для себя – сейчас около 50 тысяч за пол-литра. Но, по словам магистранта Николая, самогон по вкусу на порядок лучше водку: «такой Мягкий, пьется легче».

Кстати, «для себя» – это целый тип самогона, чуть ли не исторический бренд, по словам Валентина Голубева, профессора и доктора исторических наук:

«Самогоноварение было всегда, просто раньше это называлось «производить для себя», было разрешение еще в Великом княжестве. И всегда государство или собственник старались держать эту прибыльное дело в своих руках, – рассказывает Валентин Голубев. – …Помещики могли даже обязывать крестьян в их владениях за год приобрести какой-то минимум водки».

Стиральный порошок – чтобы самогон был дерзкий!

Существует ли самогоноварение сейчас, мы запросили в специально найденного ягадніка-пенсионера Василия из-под Глубокого: «Лет пять назад так точно было, самогонные аппараты по лесу стояли. А что, однажды натравили на меня овчарку эти самогонщики, пошел в город майору жаловаться».

По словам эксперта из самогонного региона, сейчас там сильно меньше аппаратов, а лет 5-7 назад они образовывали целую систему, причем хозяева искали себе «крышу» среди людей при власти. На аппаратах по сутках работали те, кто много набрал «на вексель»: «А каждый же хочет сперці, то нальют в полторашки, скроют, а тогда позже забирают эти «хрустящий». Шатаются, потеряют, подерутся…»

С историком Василий согласен. Говорит, лучше брать самогон, что «для себя». Ведь на продажу могут и куриного помета набросать, и стирального порошка «Лотос»: «Сам видел, у аппаратов упаковки валялись, сожженные и целые. Зачем? Чтобы самогон был дерзкий!»

Отличить, по словам Василия, такой легко. Обычный продукт горит синим, едва видимым пламенем, «а этот как шугане красным или оранжевым! Вот, – добавит продавец, — живой спирт!»

Відэагід про историю и культуру алкоголя

Выставка в Минске открыта с 10 до 17 часов. Кто не попал на открытие, может посмотреть відэагід по теме. Он доступен от 2 октября в Музее истории кино на Свердлова 4. Об истории самогоноварения рассказывает ученого Валентин Голубев и ученого и исследовательница Ирина Дубенецкая – про культуру алкоголя в мировой истории.