Летние путешествия: по Скандинавии на паромах

Скандинавская летняя ночь очень короткая. Птицы начинают петь уже около трех, когда до восхода остается больше за час, но яркая зарница уже явно претендует на место на горизонте. Огромному шару полнолуния остается совсем немного времени, чтобы триумфально доминировать над июльским небом. Наверное, 20 часов светлого неба, теплого солнца и балтийского бриза — наиболее чудесная черта этой части Балтики.

В поисках дельфина

Сейчас на улице около 25 градусов — самый теплый день за время самого холодного лета, которое претерпела Дания за последние почти 30 лет. Обычный для западной части побережья Балтики ветер куда-то исчез. Исчезли и холода вместе с дождями — целую неделю над тысячей датских островов, разбросанных по Балтике и части Северного моря, царит лето. Если белый паром компании Mols-Linien с познавательной синей полоской отчаливает из порту в Орхусе (Aarhus), кажется, что ты где-то на Средиземноморье. Паром — огромная тварь, которая за раз способна заглытваць сотни людей, машин, грузовиков и даже автобусы с поездами. Он быстро набирает свои морские мили, и голубой горизонт сливается с синим морем.

Небольшие яхты на его пути беспомощно гойдаюцца на волнах — паром может проглотить и их, поэтому яхты стремятся убежать с его курса, как только позволяет ветер. Глаз ищет что-то подобное к носу белабокага дельфина — недавно несколько из них впервые за двадцать лет видели в этой бухте. В целом дельфины этого вида сюда не заплывают, но в этом году почему-то сделали исключение. Дельфины — большие, и любят играться. Но, наверное, чтобы увидеть их нужно пересесть с парому на яхту.

Пока паром не причалил на другом берегу — острову Зеландия на которой располагается Копенгаген, глаз успевает поймать очертания десятков островов, что разбросаны по дороге. В Дании около 1 000 островов, в том числе самая большая — Грэнладыя. Раньше была датской и Исландия, но ее оккупация была закончена после Второй мировая войны. Теперь и Италия подумывает о независимости, но тамошние экономические перспективы не такие яркие, как в Исландии. Поэтому пока Гренландия — часть Датского королевства.

Большинство иностранцев, что живут достаточно близко от Дании, чтобы воспользоваться авто, добираются сюда на паромах. Паромы ходят в самых неожиданных направлениях. Есть даже такие, что забросить вас в Ливерпуль. Или за сутки — в Клайпеду. Но наиболее популярные из них плавают из Германии и между датскими островами. Да, может, в другие Скандинавские страны. Паром — вещь не очень дорогая. На него можно сесть и без всякой машины, а многие приезжают к нему на велосипедах. Для велосипедистов есть специальная очередь, они ждут, после заезжают в него, паркуют велосипеды, и отправляются коротать паромные часа в паромного ресторана. Когда паром прыплывае до места назначения, велосипедисты садятся до велосипедов и выязджадць с его якобы из собственного гаража.

Мост через сказку

Когда гигантский 8-километровый мост Орэсунд (Øresund), что соединяет Зеландию и Швецию, впервые появляется на горизонте, захватывает дух. Кажется, что ты подъезжаешь к воротам в гигантский готический замок, за которым палыхае запад солнца. Впечатление усиливается, когда попадаешь на сам мост — крупнейший такого рода в Европе. Его огромные опоры высятся над проливом между двумя странами на высоте, достаточной для того, чтобы пропускать невероятных размеров круизные лайнеры-дамы.

Мост — еще и граница между двумя странами. Эта особенность когда-то породила завязку популярного в Скандинавии криминального сериала The Bridge. Сценаристы не придумали никакого иного применения для 15-летнего моста, кроме как положить посередине, аккурат на границе двух стран, труп, распиленный на две части. Прекрасный повод для паліцый двух стран начать совместное расследование, не так ли? Конечно, 23 войны между Данией и Швецией — наибольшее количество вооруженных столкновений между двумя странами, утверждают датские историки, — уже забыты. Но достоверно соперничество между королевствами остается.

На той стороне моста и пролива — еще один чудо Скандинавии: Мальме. Один из крупнейших городов региона еще и порт, с которого на пароме, заново, можно заплыць и в Германию, и в Польшу, и даже обратно в Данию. Большинство маршрутов пролегает через соседний Треллеборг (Trelleborg). Оттуда дорога до, например, загадвай острова Бонхёльм занимает не более 2 часов.

Жемчужина Балтики

Бонхёльм (Bornholm) — маленькая одинокая датский остров между Швецией и Польшей. Эту провинциальную остров размером с Мальту называют «пярлінай Балтики». В туристический сезон она наполняется датчанами, что любят проводить здесь семейные каникулы.

От Копенгагена до Бонхёльма — четыре часа на пароме. До Швеции — три. Ее населения, что стремительно уменьшается, решила сделать остров полностью энергетически независимой от континента, построив гигантскую количество ветряных турбин и других небольших электростанций, что работают с альтернативными источниками энергии.

Бонхёльм — головная боль датчан времен холодной войны. Они сильно беспокоились, что Советский Союз захочет повторить свой успех, и оккупирует в один день остров, заняв стратегическое положение на Балтике. Нечто подобное уже произошло в 1945-м. Тогда советская армия не хотела покидать остров целый год. Сейчас Россия снова угрожает Дании, на этот раз с использованием ядерного оружия против, почему-то, ее кораблей.

Знакомство с более глубокой историей острова приводит к еще одной скучной страницы. Много-много веков назад остров была оставлена жителями. Что случилось тогда — эпидемия, или просто желание развеяться всем народом — непонятно. Но историки говорят, что бонхёльмцы отправилась прямиком в сторону Южной Европы, постепенно мигрируя туда, где сейчас находятся западные кантоны Швейцарии и прыальпійскія регионы Франции. Там они остались, постепенно растворившись и перамяшаўся с другими народами. Их название — бургуны — сохранился, если не в названии современной страны, то как часть географии огромного региона Европы, который после смерти Карла Великого, получил название Лотарингия.

Немецкая Балтика

От Бонхёльма до континента можно добраться через немецкий Засниц (Sassnitz) или польский Калабжэг (Kołobrzeg). Из последнего ходят паромы в литовскую Клайпеду. Немецкий путь, конечно же, потребует более детального знакомства с островом Рюген, на которой лежит порт Засниц. И уже после можно отправляться в Киль, из которого паромы за сутки доплывет до той же Клайпеды.

Засниц — маленький немецкий городок, что расположился на окраине прекрасного парка-леса, включенного в список Юнеско. Зависнуть в нем можно на целый день, присматриваясь в размытый горизонт моря с высоты стометровых белых утесов, в которые обрывается лес.

Спешить некуда — балтийские ночи короткие, а дни — длинные.