Как две девушки запустили в Беларуси сайт с затеей, которую журнал Time включил в Топ-10 идей, что изменят мир

Две девушки из Минска этим летом стартанули новый интересный белорусский сервис, который предлагает удобную площадку для того, чтобы брать и сдавать в аренду что угодно. Generation.by расспросил у девушек-создателей об особенностях отечественного стартап-движения.

Идея сервиса zdaem.by пришла Анне, когда она работала в рекламном агентстве, где проводила мероприятия, корпоративы и рекламные акции. Заказчики часто хотели необычное мероприятие с особыми атрибутами, поэтому девушке приходилось в сжатые сроки искать редкие и удивительные вещи: от новейших моделей гаджетов и живых лошадей.

«Я всегда очень много времени тратила только на поиск. Начиналось все с изучения базы Гугла и Яндекса, но в конце концов бросала в социальных сетях призывы мне помочь. Конечно, чаще всего вещи были нужны срочно, но приходилось сидеть и ждать комментов от френдов, найдут они кого-то или нет».

Так появилась идея ресурса, где можно было взять в аренду все что угодно: от лимузинов до мебели. Кристине, с которой Анна познакомилась на курсах фотографии, идея оказалась очень близкой.

«Когда я была на стажировке в США, то заметила, что там аренда очень популярна явление. Как раз там я и познакомилась с идеей шеринга и совместного потребления. Если там это идея прокатила, то и у нас должна быть востребованной», — вспоминает Кристина.

Совместное потребление — новый тренд в мировой экономике, на котором основаны букинистика, буккроссинг, кавч-серфинг и секонд-хэнды. Журнал TIME в 2010 году назвал шеринг одной из 10 идей, которые изменят мир. Концепцию совместного потребления разработали Рэйчел Боцман и Ру Роджерс, которые в 2008 на фоне мирового финансового кризиса заметили, что с глобальным потреблением не все в порядке. Свой известный выступление на TED Рэйчыл завершила словами: «Я верю, что это (шеринг — прим. Generation.by) может разрушить устаревшие формы бизнеса, позволить нам сделать скачок от гипер-потребления и показать нам, когда «достаточно» — значит действительно достаточно».

Кристина:

«Есть такой затасканный немного пример про дрель: человеку не нужна дрель, ему нужна отверстие в стене, чтобы повесить картину. Зачем покупать дрель, если использоваться он будет 3-4 раза в год? Идея, если ты платишь не за вещь, а за ее функцию мне кажется прекрасной»

Аня:

«Люди в погоне за новыми вещами работают все больше, потому что им все время нужно менять гаджеты, машины, приобретать какие-то малапатрэбныя вещи. А если проникнуться идеей шеринга, получается, чем меньше ты покупаешь, тем меньше тебе нужно работать и тем больше у тебя свободного времени и свободы. По сути мы все работаем на вещи».

В этом году в мае девушки запустили сайт своего сервиса и теперь работают с партнерами — компаниями, которые сдают вещи в аренду. У стартапа есть специальная услуга для крупных компаний: если они не могут потратить время на размещение объявлений, Кристина и Анна сделают это за них. Также, если кому-то понадобилась необычная редкая вещь, девушки предлагают заняться поиском.

«Компания, которая занимается съемками видеороликов, сделала недавно заказ: «Нам для съемок нужен осел. Найдите нам осла». Вот мы сейчас и ищем для них осла. Поэтому, если у кого-то есть осел, то давайте к нам».

Ресурс имеет сейчас более 800 объявлений с предложением аренды механизмов, животных, одежды, цветов, спортивных тренажеров и других вещей. Сайт работает пока в бета-версии, ведется работа над его ускорением. Подруги наняли двух программистов, сеошника, дизайнера и бизнес-аналитика. Зарплаты всем сотрудникам платят из своих денег. Кристина преподает английский, а Аня фотографирует.

«Мы присутствуем на различных стартап-ивентах, но пока не презентовали наш проект. Считаем, что если не можешь сам вначале вложить свои деньги в идею, то как ты можешь искать другого человека, который будет вкладывать деньги в твою идею? Это вопрос в уверенности в себе», — рассуждают девушки.

У Анны и Кристины амбициозные планы: не только вывести проект на самоокупаемость, но и расширяться на соседние рынки. Среди возможностей монетизации: платная услуга для выделения оповещений.

Утверждение, что две девушки-стартаперки звучит немного экзотично в белорусских условиях, Аня и Кристина не понимают. При том, что все подрядчики у них ребята.

«Мы никогда не слышали от наших работников «вот вы девочки..» Чем девушки хуже парней? Мы как-то не сталкивались с этим, пока ты нас не спросила. Это же не гендерный вопрос, это вопрос самовыражения. Для меня бизнес-это то, с помощью чего ты можешь make difference. Ты видишь проблему, ты не равнодушен к этой проблеме и хочешь, чтобы она решалась. Мы с Аней увидели проблему и хотим работать в этом направлении» , — говорит Кристина.