Как белорусы празднуют день Николая, который век назад был более популярен, чем Иисус Христос

Generation.by продолжает серию этнавандровак по стране. На этот раз в фокусе дороги – день Николая весеннего, который весело отметили 22 мая в деревне Прудок, что находится под Мозырем на юге Беларуси. Немногие прудкоўцы знают про американскую традицию готовить огромную индейку на национальный праздник, но ведь хорошо помнят свою: на праздник Николая нужно кушать борщ из черного петуха.

«Юрка с Міколкай»

Праздник Николая очень близкое к календарно другого важного праздника – Юрия. В мікольскіх песнях даже встречается упоминание о том, как «Шли Юрий с Міколаю». Исполнители объясняют это именно близостью праздников: весной Юрий 6 мая, а Николай – 22-го (только пару недель промежутке). Зимой день святого Юрия отмечается 9 декабря, а Николая – 19-го (по православному календарю). Разница еще меньше, чем весной: всего 10 дней. Католики Николая весеннего не отмечают.

Период «Между Юрием и Николаем» иногда отдельно выделяется в народном календаре. Например, в Октябрьском районе Гомельской области в это время не сажают на яйца кур.

Часто встречаются специальные иконы с откидными створками: Николай и Юрий, бывает, еще Матка Божественная. Про такие оскорбления бабушки иногда говорят по-свойски: «Юрка с Міколкай».

В валачобных песнях (которые пяюцца во время обхода дворов на Пасху), бывает, Бог считает все годовые праздники, и не хватает как раз Николая. Тогда Бог пытается выслать других святых его искать, однако никто не хочет, оправдываясь:

— Я коня не имею, Николая не знаю.

Искать Николая высылают в результате, конечно, Юрия. Бывает и наоборот – Юрия исчезает, Николай ищет. Пропавший оправдывается:

— А по полю ходил к расу расіў,
Я по пределах ходил, рожь радзіў,
А по бару ходил к раю сажал.

Николай, если верить песням, один из «ответственных» за урожай зерна, за пчеловодство и еще за каняводства:

Канюшок бога просит:
— Паси же, боже, моих лошади,
Моих лошади в чистом поле,
В чистом поле, в юр’евых росах,
В юр’евых росах, в мікольскіх травах.

Шчаўлёвы борщ с черным петухом по-прудкоўску

На пару смотрят скот Юрий с Міколаю и в деревне Прудок Мозырского района. Здесь 22 мая первый раз выгоняли на ночлег лошадей, говорили:

«Юр’е пасет коров, А Николай – коней».

Угощали пастухов, те жарили в поле яичницу. Яичница как ритуальная блюдо встречается и во время других календарных праздников: на Юрия, Троицу, ивана купалу…

Водили «мікольскія танки» вокруг жытнёвага поля. Озимая рожь до этого дня должно было вырасти настолько, чтобы в нем «спряталась ворона». По поверьям по ржи ходит сам Николай и способствует хорошему урожаю. В Прудке полю «жертвуют» птичку с каравая, в который запекают яйцо курицы, обязательно черной.

Вместе с Николаем в этом году в Прудке отмечали день села. Играли масштабно, по поводу 500 год первого упоминания деревни в летописи местный райисполком даже запретил в этот день продавать прудкоўцам алкоголь. Жители вместо обычного «Здравствуйте!» приветствовали друг друга поздравлением «С праздником!». Падцвільвалі: «Ну, что, уже поел борща с кашей?»

Шчаўлёвы борщ с петухом (обязательно черным) считается в Прудке никольской обрядовой блюдом.

Самые старенькие бабушки деревни прудок, которым сейчас под 90 лет, помнят на Николая только гасцяванні и вечеринки. Вся красивая обрядовая часть была восстановлена в 1990-х энтузиазмом специалистов. Тогда еще были живы старшие бабушки, но не было нынешних технических возможностей. К сожалению, не осталось ни аудио, ни видеозаписей песен и рассказов очевидцев. То, что мы видим сегодня, – интерпретация прежнего обряда, которую специалисты прозвали термином «вторичные формы фольклора».

«Разве ты не знаешь? Сегодня же Николай!» – по возвращении из Прудкоў проезжаем Мозырь, где слышим, как еще довольно молодая продавщица продуктового магазина недоумевает по телефону неабазнанасці подруги в белорусских праздниках.

Праздник Николая завершает определенный период в природе. Говорят:

До Николы зимнего нет зимы никогда и до Николы весеннего нет весны
Придет Николай – выпустить семь мехов мошек с прыполу
До Миколы не сей гречку и не стриги овечку

Николай, свеча и «кавёр»

До весеннего Николая стремились все посеять, или, в других местах, наоборот, сеять именно в этот день (яравое рожь, поздние огурцы). После праздника ограничивали места для выпаса коров: считается, что с этого дня начинает интенсивно расти трава, ее нельзя топтать, а нужно падгадоўваць до сенокоса. Что существенно для детей и подростков, с Николы начинали купаться в открытых водоемах.

Святого Николая почитали по всей Беларуси. До 1917 г. по количеству посвященных ему церквей на нашей земле Николай уступал только Матери Божьей и даже перегонял Иисуса Христа. В деревнях, где стояли освящены в его честь храмы, часто проводились на Николая прастольныя праздники, ярмарки. В такие дни съезжались из окрестных деревень в гости родня и родственники.

Николай считался «хранителем от всего». Говорили:

Никто так не спасает на воде, в дороге или на войне, как святой Николай.

На Могилевщине ко дню святого Николая часто приурочен перенос свячы. «Свеча» – это такой комплекс ритуальных предметов, что состоит со свечи да иконы и торжественно переносится в новую хату ежегодно. Обычно перенос – это праздник для всей деревни, сопровождается общим застольем. Бывает, специально приезжают в этот день бывшие деревенские жители, что живут уже в городе.

С никольской свячой связывают чудеса. Например, в деревне Чамярня в Ветковском районе Гомельской области рассказывают такую историю:

«Женщина одна была… Бедные-бедные, они решили справить Свячу Ніколу – а не за что. Она гаворя на хозяина: «Неси наш кавёр паследні продай, а мы трапезу справім». Вот, как Господу хотели! Вот, как накрышчаліся духом прэдкі наши! Он понес. Продает. Человек подошел: «Сколько тебе?» Он: «Так и так». Купил. Он взял и понес еты кавёр. Еты хозяин накупил за етыя деньги всего-всего – будут же Ніколу справлять. Прыходзя домов. А жена гаворя, что какой-то человек принес кавёр. И жена: «Ой, такой! Не продал каўра». А она же не знала, что ета Никола принес кавёр».