К планам на лето: как стать этнавандроўнікам

Люди делятся на тех, кто любит путешествовать, и тех, кто – не очень. Среди странников искушенный социолог выделить «дикарей» (туристов-паходнікаў, идентифицируются в любой точке города по огромным рюкзаке) и «гражданских», или любителей познакомиться с историко-культурными ценностями во всех проявлениях (признаки: фотоаппарат, от «мыльницы» до большого зеркального; фирменные босоножки; бутылка воды с собой). В зависимости от наличия шенгенской мультивизы, денег и энтузиазма «цивильные» туристы отдают предпочтение дальнему или ближнему зарубежью, а, бывает, и путешествующих по Беларуси.

Можно выделить подвиды и боковые ответвления главного вида:

  • шопинг-турист. Здесь все понятно, Акрополис, ярмарка в Бяле Подляски. Распознается на минских вокзалах по больших сумках с логотипами более или менее известных брендов;
  • образовательный турист. Участвует в бесконечных тренингах и семинарах, преимущественно иностранных, в трех общественных организациях и пяти волонтерских проектах;
  • ивент-турист. Передвигается в кучках себе подобных. Ивент может быть самым неожиданным: от организованного тура на металл-фест к чемпионату по постройке иглу.

Виды и подвиды могут наслойвацца и перамешвацца в произвольных пропорциях, все же все понимают.

Кто такой этнавандроўнік

Видимо, среднее арифметическое между ивент-туристам и исследователям. Исследователям чего? Традиционной культуры. Не обязательно профессиональным исследователям – этнавандроўнікі образуются не только из научных работников. Еще из краеведов, заинтересованных студентов и просто путешественников, которым надоело смотреть только архитектуру и музеи. Что-то новенькое.

Как стать этнавандроўнікам

  • Выбрать праздник традиционному календарю, которое бы заинтересовало настолько, что ради него не лень заехать в дальнюю деревню;
  • Узнать (через Интернет, например), где это праздник до сих пор справляют, как в былые времена;
  • Осознать, адолееш неблизкие (чаще всего) дорогу;
  • Ехать.
  • Зачем

    Белорусские традиции хранят преимущественно женщины старшего возраста в глубинке. Часто от них можно услышать «Вот в этом году, видимо, последний раз выходим». Но снова наступает праздник – и снова идут. Им нужно поддержка и внимание. Горожане, в свою очередь, имеют шанс присоединиться к белорусских традиций, от которых много кто уже оторван (умерли собственные бабушки и дедушки, не справляют праздников…).

    Традиционный праздник не предусматривает разделения на зрителей и участников. Поэтому, если этнавандроўнік одновременно не журналист и не занят работой, то имеет большой шанс быть вовлеченным в праздничное действие. Возьмут в хоровод, паваляюць во ржи, дадут носить праздничный реквизит, научат танцевать… Забаўлянкі на любой вкус.

    Быстро на Generation.by рассказ о поездке на праздник Юрия.