Или подобный авторитаризм и проблемы высшего образования в Китае до состояния дел в белорусских ВУЗАХ

Ежегодно Китай демонстрирует экономический рост, при этом, как считают многие исследователи, остро нуждается в наватарах, которых не готовят университеты. Беларусь долго старалась сохранить старые советские схемы в образовании, но вскоре похоже, что присоединиться к такой Болонского процесса интеграции систем образования в Европе, хотя и сохранив свои авторитарные особенности. Решение белорусских властей о присоединении к Болонскому процессу во многом было продиктовано желанием привлечь иностранных студентов, с Китаю в том числе. В этом контексте состояние китайского высшего образования очень интересный.

Летом 2008 года веб-сайт одного из уважаемых университетов Пекина выдвинул неожиданную публикацию. Это было интервью Бінглін Гу, президента университета Цинхуа, в котором говорилось, что китайская система высшего образования «заливает говно в умы студентов». Так начинается большая статья издания Times higher education про китайскую систему образования, многие моменты в котором интересные и для Беларуси. Generation.by публикует сокращенную версию статьи в переводе на белорусский.

«Серьезная университетская коррупция, сухой учебный план и основные методы преподавания, которые основаны на заучивании приводят к тому, что студенты постепенно теряют интерес к учебе и выходят из университета «бездушными зомби», – все это цитаты из интервью главы китайского университета.

«Старомодные методы преподавания и устаревшие материалы приводят к тому, что наше общество теряет множество да Винчи и Білаў Гейтсаў. До настоящего момента Китай не может похвастаться нобелевскими лауреатами, что связано с существующей системой образования», – говорится в статье от лица Гу.

Как оказалось, статья был написан и размещен на сайте хакерами. Его быстро сняли, но отклик и обсуждение в социальных сетях дали понять, что призывы материала, адресованные китайским университетом, не лишены оснований и поддерживается многими людьми.

Кто боится Большого Плохого Дракона

Ежегодно заголовки различных изданий мира полнятся заявлениями, что китайские университеты выпустили рекордное количество специалистов и догоняют Запад в рейтинге лучших ВУЗОВ. Но сами участники высшего образования говорят, что система в глубоком кризисе. Одно из последних мнений относительно образования в Китае высказано в книге, изданной в 2014 году профессором университета штата Орегон Йонг Чжао. Название книги говорит о многом: «Кто боится Большого Плохого Дракона: Почему в Китае самая лучшая (и самая худшая) система образования в мире?»

Йонг Чжао вырос и получил образование в юго-западной провинции Китая Сычуань. Затем в начале 1990-х он переехал в США, где сделал успешную академическую карьеру. Его книга призвана искоренить то опасный, на его взгляд, миф о превосходстве китайского образования, который царит на Западе.

В США и Великобритании, отмечает Чжао, политики ослепленные успехами китайских школьников по результатам PISA, которые сравнивают способности пятнадцатилетних подростков из разных стран в области математики, естественных наук и чтения. Когда чиновники приезжают в Китай, они видят, что ученики в школах работают на более высоком уровне, чем в их родных странах, и мечтают совершить «культурную революцию» у себя на родине, чтобы достичь китайского уровня.

Но мнение Чжао похоже с мнением хакера из университета Цинхуа, разве что более тонко выражено и опирается на большое количество фактов. Он считает, что китайская школьное образование является авторитарной, разрушает творческие стремления и внутреннюю интерес к обучению, заставляя школьников учиться из-за страха перед экзаменом в университет.

Хотя в фокусе внимания книги Чжао находятся китайские школы, проблемы существуют и в университетской системе. Автор отмечает, что в школе ученики работают, как подневольные рабы, готовясь к гаокао – государственного высшего вступительного экзамена. На старших курсах университета студентам уже не грозят никакие вступительные экзамены, и их мотивация резко падает.

Если нет никого, кто заставлял бы учиться, студенты делают то, что им нравится. Я не думаю, что хоть кто-то в университете старается так, как он делал это в выпускном классе школы. Все как будто совершают круиз в этой ситуации, а не гребут сами.

Жалобы на отсутствие творческого подхода в ВУЗЕ имеют последствия далеко за пределами образования. Китай нуждается в інаватарах и предпринимателях, способных создать новые Apple, Google, Facebook, чтобы экономика вышла из режима индустриальной производства. От этого зависит, считает Чжао, будет ли Китай выдающейся страной в 21 веке.

Авторитарные традиции

Специалисты сферы образования давно обеспокоены тем, что взаимоотношения преподавателей и студентов в университетах Китая авторитарные. Студенты паднявольна придерживают назидания своих лекторов, вращаясь вокруг них, как планеты вокруг солнца.

Студенты говорят, что в университете они научились аналитическому мышлению и преподаватели мотивировали их развиваться. Но обучение было не очень эффективным из-за того, что почти не уделялось внимание самостоятельности студентов. Они завучваюць большие объемы информации при подготовке к тестам, но не пытаются глубоко разобраться с материалом.

Прекрасной иллюстрацией устойчивых в китайских университетах отношений были фотографии встречи президента одной из ВУЗОВ со студентами-новичками. Пока студенты в военной форме стоят стройными рядами, президент проезжает мимо них на черной «Ауди» деспотического вида.

Частью проблемы, считает Чжао, является то, что, даже если преподаватель хочет порвать с традицией и использовать новые подходы, он может сдерживаться общественным ожиданием: общество привыкло, что он все время инструктирует студентов. Когда профессор допускает на занятиях обсуждения, он словно не делает свою работу.

Другая часть проблемы – система студентов-информантов, которая позволяет государству контролировать умонастроения в ВУЗЫ. Обычно в группе есть один такой информатор, который может рассказывать вышестоящим не только о сомнительных взглядах преподавателя, но и о любых отклонениях от традиционных путей приобщения к знаниям, которые преподаватель использует.

Знакомая Беларуси проблема: слишком много выпускников

Дженьшу Лу, директор института высшего образования при университете Сиань, приводит данные, которые показывают, что за 15 лет число выпускников университетов выросло в разы: с 830000 человек в 1998 г. до 6,4 миллионов в 2013 году. За этот период ведущие университеты Китая щедро финансировались из бюджета в попытке создать ВУЗА «мирового класса».

Несмотря на принятые меры, положение Китая в мировых рейтингах высшего образования не улучшилось. В 2010-2011 годах только шесть университетов этой страны заняли строчки среди двухсот ВУЗОВ в Мировом рейтинге университетов (The World University Ranking). И с каждым годом их становилось меньше. Тем временем, резкий рост количества студентов создал большое напряжение в ВУЗЫ, особенно не в самых элитных.

Чтобы разместить огромное количество студентов, ВУЗОВ пришлось тратить большие средства на строительство общежитий и инфраструктуры. При этом преподавателей больше не стало, и это привело к ухудшению качества образования.

«Все опрошенные выпускники университета Яньтай считают свое образование устаревшей и непрактичной. Студенты напичканы теорией — большинство из них плохо понимает, за какие вещи берется», – говорится в докладе «Человеческие ресурсы, реформа образования и возможности трудоустройства для выпускников университетов Китайской Народной Республики», опубликованном в «Международном журнале управления человеческими ресурсами».

Студенты также отмечали, что самый главный фактор получения рабочего места после выпуска – не академические успехи, а социальные связи. Не секрет, что конкуренция за рабочие места среди выпускников очень большая. Об этом свидетельствуют целые «муравейники» нищих молодых людей на окраинах Пекина и Шанхая. Официальная статистика 2011 года показывает, что 16,4% китайцев остаются безработными после выпуска из университетов. Для сравнения, более поздние данные по Великобритании говорят о том, что только 7,3% молодых людей не могут найти работу через шесть месяцев после выпуска. Например, в Индии этот показатель составляет 14%.

В Беларуси существует принудительное распределение выпускников, согласно которого бюджетников заставляют работать в том числе на непрыцягальных рабочих местах, таким образом разрушая открытую конкуренцию среди выпускников ВУЗОВ. По прошествии распределения многие уходят из обязательной работы и подрабатывают в ожидании хорошего места. Особенности системы подсчета безработных также не дают определить прозрачную цифру нетрудоустроенных выпускников белорусских ВУЗОВ.

Люди с высшим образованием в Китае зарабатывают в два раза больше тех, кто закончил только школу. Обладатель степени магистра получает на 75% больше, чем тот, кто имеет только первую степень. Если снова сравнить с Великобританией, в европейской стране разрыв в доходах значительно меньше и много в чем зависит от выполненных обязанностей.

Примечательно, что в такой ситуации более трети китайских компаний не могут найти себе высококвалифицированных сотрудников. Правда, можно сказать, что это мировая тенденция. В 2013 году консалтинговое агентство Manpower Group выступила с докладом, в котором говорилось, что международные компании сталкиваются в Китае с нехваткой кадров так же, как во всем мире.

Самокритика из-за скромности

Конфуцианская философия говорит о том, что успех – результат не таланта, а тяжелой кропотливой работы, и нужно быть скромным в оценке своих достижений. Если маркетинговое мышление западных стран призывает говорить про свои хорошие качества, то китайские люди, госструктуры и институты говорят о том, что им еще нужно будет чего-то достичь, независимо от того, чего они уже добились.

Белорусам, как и западному миру, сложно судить, насколько объективная самокритика китайских студентов и преподавателей, но попытки разобраться в проблемах системы высшего образования показывают ее сложность и взаимосвязанность со всеми сторонами жизни общества. Можно еще раз убедиться, что эффективность учебы в университете определяется и тем, какими школьниками в своем прошлом были студенты, и тем, какое будущее их ждет.

Напомним также статья Generation.by, который рассказывает о три белорусские студентки, которые учатся в стране Конфуция, фэн-шуя и коммунистической диктатуры.