Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > Фильм «Жыве Беларусь» появится в Сети уже летом. Репортаж с премьеры

Фильм «Жыве Беларусь» появится в Сети уже летом. Репортаж с премьеры

Generation.by сходил на варшавскую премьеру главного белорусского блакбасцера сезона «Жыве Беларусь» и увидел на ней все те же лица. Репортаж с премьеры Алексея Нарко.

Седьмая вечера. Еду в центр Варшавы на премьеру, пожалуй, первого в своем роде фильма о реалии страны, которую на Западе уже привычно называют последней диктатурой Европы. Называется лента «Жыве Беларусь». От сегодня ее начнут показывать по всей Польше, но в «Варшаве главная» премьера с участием некоторых значительных лиц фильма. Приезжаю на 15 минут раньше. На входе уже стоит толпа людей. На мое удивление, здесь не много и белорусов: главным образом пришли молодые поляки, есть люди и пожилого возраста.

Год назад «Жыве Беларусь», на съемки которого ушло 6 млн. злотых (почти $2 млн.), стал первым русскоязычным фильмом, который был презентован в Каннах. Фильм был снят в Польше польским кинорежиссером Кшиштофом Лукашевічам. Музыку к нему написал Лявон Вольский, а большинство главных ролей сыграли белорусские актеры.

Презентация фильма начинается с вопросов и ответов к Дмитрию «Винсента» Папко, который сыграл главную роль призывника Мирона, и к одному из сценаристов Франака Вячорки. Режиссера фильма Кшыштофа Лукашевіча, к сожалению, в зале нет, но приглашены общественная активистка и супруга Дмитрия Дашкевича Анастасия, Наталья Пинчук (жена Алеся Беляцкого) и Марина Адамович (жена Николая Статкевича), а также кандидат в президенты на выборах 2010 года Алесь Михалевич.

В начале Винсент и Франак презентуют фильм. Сценарий фильма отчасти основан на истории Франака Вячорки — времени, когда он служил в армии. Роль главного героя с еще одним «примечательным» для белорусской действительности именем «Мирон» как раз и выполняет Винсент. Но затрагивает лента и истории других белорусов с непростой судьбой: узников совести, некоторых политических и белорусскоязычных активистов.

Показать «правду, которую даже белорусы не замечают»

Лента начинается с знакомой для многих белорусов истории: мальчика Мирона, несмотря на плохое здоровье, отправляют в деревню недалеко границы Беларуси и Украины, в зону Чернобыльского отчуждения. Там он ведет дневник, где описывает реалии воинской жизни. Где-то находит мобильный телефон и начинает переписываться со своей девушкой Верой (польской актрисой Каролиной Грушкай). Последнее превращает сообщения Мирона в воинский блог, который становится довольно популярным, особенно среди белорусской молодежи (кстати, в кадрах с блогом некоторые узнают старую версию Generation.by).

Спецслужбы быстро узнают об этом и стараются найти источник «опасности». Конечно, у них то быстро получается. В Вере конфискуют диск с компьютера, а на БТ выходит классический сюжет о наркопритон Мирона и Веры.

Как замечает во время премьеры Франак, его личная ситуация в армии была тяжелее за то, что может увидеть на экране.

«Были даже моменты, когда деды абсцыкалі новобранцев, но это мы уже не могли показать в киноленте, — говорит Франак Вячорка. — Мы хотели показать армию как микро-модель Лукашенковской страны».

«Фильм для красивых женщин — жен политзаключенных, и для всех тех, кто лишен свободы в Беларуси. Фильм в большой степени художественный со своей метафорой, но она существует специально, чтобы показать правду, которую даже простые белорусы не замечают», — говорит один из вдохновителей ленты.

Финал фильма, который приходится на время Площади 2010 года, оправдывает свою характеристику «драмы», а также лишний раз напоминает, про какую страну он был снят. Анастасия Положанко скажет после просмотра, что «в день, который приходится на конец фильма, для нас много что началось, и я уверена, что точку поставим мы». Интересно, каким знаком препинания состоянии «Жыве Беларусь» в списке лент этого стиля в Беларуси?

Производители фильма обещают, что «Жыве Беларусь» появится в Сети уже летом.

Обсуждение закрыто.