Что волнует современных молодых художников

«Becoming an artist» — четыре истории представителей поколения Y в фото, инсталляциях и живописи, выставлены сегодня в галерее «ў». На открытии нет ўсхваляваных слов от авторов с цветами в руках и гостей с бокалами вина. На первом плане – произведения, а зрители также превращаются в дзейнікаў, тщательно вглядываясь в вопросы анкеты. Тем временем смешанная белорусско-иностранная группа плотным кольцом перасунаецца по залу за куратором проекта Натальей Горячей. Одна из особенностей этой выставки – возможность заказать персональную экскурсию.

«Белорусский менталитет имеет особенность на все жаловаться и омрачать. Алексей Дерево, который сейчас живет в Канаде, показывает, что тема смерти не такая уж и страшная и присутствует повсюду», — Наталья представляет серию графики «Помни о смерти» от 27-летнего художника. На совсем нязмрочнай картине с рыбаком на речке надпись «Здесь один ест другого», модный летний пейзаж с хутором или просто деревянным домиком в теплой зеленой траве с неоспоримым «Ты умрешь».

Рядом можно «подсмотреть и подслушать» работу другого художника – 26-летнего Анро, который долгое время был фотографом и интересовался, прежде всего, лицами, портретами, а полтора года назад внезапно отказался от фото, написал манифест и ушел в живопись. «История одной лампы» демонстрируется на импровизированной будке с дырочкой, через которую виден портрет живописью под звуки мастерской, шаги, радио. А сверху десятки «утерянных» портретов — фотографий на документы, от которых отказались герои, по-просту не забрали из фотомастерской.

«Образ времени, взаимоотношения художника с культурой, историей, его диалоги с обществом и государством – все что каким-то образом способствовало или мешало становлению художника-личности – являются основными героями проекта», — поясняют организаторы выставки.

Около 150 автопортретов, созданных за несколько последних лет, представил 26-летний Евгений Шедко. Чтобы рассмотреть все, можно не стесняться и полистать их на стене.

«Это прямая иллюстрация восприятия мира художника через исследование самого себя. Однако добавлю о себя, взгляд его не меняется из года в год :)», — рассказывает Наталья.

Здесь же разместилась часть мастерской Евгения. Инсталляция «Скромная классификация» содержит блокноты, игрушки и другие важные владельцу вещи, тщательно помечены ярлыками.

Нож, пистолет, вбитые гвозди в палки — это инсталляция «Идентификация с агрессором» 23-летней Олеси Житкевич.

«В Беларуси, где присутствует атмосфера такого асобавага подавления, эти вещи очень символичны», — уточняет французскому гостю куратор проекта.

Во второй своей представленной в рамках проекта работы Алеся иллюстрирует выражение известной феминистки Кэрол Ханіш «Личное – это политическое».

Обязательно ли искусство должно иметь какой-то мессидж? Искусство для избранных или для народа? Должен ли современный художник иметь художественное образование? Должен ли художник реагировать на сегодняшние реалии, является ли это его обязанностью? Эти и десяток других вопросов задаются зрителям. Выставка продлится по 27 сентября, а 29-го запланирована итоговая дискуссия «10,5 фенаменаў искусства» с авторами и зрителями.