Белорусский пианист Виталий Стахиевич из Амстердама: перестать чувствовать Беларусь и Европу как что-то обособленное

Виталий Стахиевич, известный белорусский пианист, который уже около десяти лет живет и работает в Нидерландах, дал концерт в Вильнюсе, который был посвящен белорусско-яўрэйскаму композитору Льву Абелиовичу (1912-1985). Абеліёвіч родился в Вильнюсе, учился в Варшаве, а написал свои важнейшие произведения в Минске. Молодой белорусский пианист и искусствовед, который преподает в Амстердамской Консерватории, рассказывает немецкому культурологу Феликсу Акерману про свой опыт между Минском, Вильнюсом и Амстердамом.

Виталий, что для Вас Вильнюс?

Это мой любимый город. Я бываю здесь часто, имею свои любимые уголки, которые обязательно посещаю. Люблю бесцельно бродить вулкамі Вильнюсе и то и дело смотреть волшебные виды города.

Как было снова выступать после 18 лет в Вильнюсе?

Восхитительно! Впервые я здесь играл, когда мне было 15 лет, на первом своем международном конкурсе. После оказался на сцене вильнюсской филармонии годом позже, в рамках фестиваля. А потом все как-то не надаралася. Поэтому сейчас я был безгранично рад.

А как Вы вышли на Льва Абелиовича?

Мы изучали его произведения в колледже, на уроках истории музыки. В последнее время я искал белорусскоязычные романсы, чтобы выполнить их совместно с галандскаю певицей Рут Вілемсэ, и мне очень к душе пришелся цикл Абелиовича на стихи Богдановича. После этого мне захотелось тоже играть что-то его и соло.

Чем он важен для истории белорусского искусства?

Большинство белорусских композиторов 20 века имеет российско-московскую «родословную», тогда как Абеліёвіч, с его литовско-польским периодом жизни молодого стоит немного отдельно от общего течения. И вот его позже наследование, скажем, Шастаковічу, очень распространенное, как в те времена, уже воспринимается иначе, через призму “наше” культурное пространства, к которой и Шостакович с происхождения имеет какое-то отношение.

Или трудно было найти информацию о нем?

К сожалению, информация, что в интернете, что в минских библиотеках, очень скудна. По моему мнению, масштаб этого творца и его наследии в национальную культуру недооценены.

Почему, по Вашему мнению, его произведения сегодня почти что не выполняются?

Однозначно сказать этого нельзя. Просто вообще академическая музыка, созданная белорусскими композиторами, не является, к сожалению, чем-то распространенным и общеизвестным. К тому же, произведения Абелиовича очень часто горькие, трагические, пропитанные образами войны и страдания, человеческое одиночества – а это должно звучать и в соответствующую минуту, и для особого слушателя.

А как вы звяжаце в своей жизни Минск и Амстердам? Или это два несутыкальныя вселенные?

Минск – это мой родной город, я вижу его в снах и абсолютно счастлив, когда мои ноги стоят на его мостовой. Амстердам же в моем восприятии лишен большой романтичности, скорее это место для жизни и для работы, с бесспорными преимуществами, но и с досадными недостатками. Если смотреть глобально, то Минск знает про Амстердам несравненно больше, чем Амстердам про Минск. Имею в виду людей. Поэтому моя функция – это еще и непроизвольной живая репрезентация Минска в глазах голландцев (естественно, что я здесь не единственный такой).

В каком состоянии сегодня искусствоведения в Беларуси?

Наверное, оно соответствует общему положению вещей и сегодняшней роли культуры в жизни страны.

А как можно было бы его соединить с европейскими влияниями в истории искусства?

Отвечу немного по-своему. Мне кажется, что это случится тогда, когда мы сами перестанем чувствовать Беларусь и Европу как нечто обособленное, а, наоборот, начнем даже подсознательно ставит здесь знак тождества.

Музыка Льва Абелиовича