Беларусь — Тибет. Четыре Благородные Истины Лабсанга Сангая

Сідхартх Гаутам оставил Четыре Благородные Истины, в которых изложил буддистскую версию пути к освобождению. Через 2 500 лет после основателя Буддизма премьер-министр Тибетского правительства в изгнании Лабсанг Сангай (Lobsang Sangay), выпускник Гарварда и тыбецец, который никогда не был в Тибете, встретился со студентами Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе. Про Беларусь и Тибет одним языком говорилось впервые.

Тибет был оккупирован Китаем в 1950 году. На протяжении нескольких лет однако им руководили традиционные буддийские власти. Но после восстания 1959 года Далай-лама и его окружение вынуждены были эмигрировать на север Индии вместе с тысячами беженцев.

Лабсанг Сангай — глава Тибетского правительства в изгнании, который был избран 27 апреля 2011 года в результате всемирного голосования диаспоры. До сих пор правительство в изгнании возглавлял Далай-лама XIV, который в начале 2011 года публично объявил, что тибетский народ должен возглавлять выборная лицо.

Правда Первая. Язык

«Настоящее состояние вещей в Тибете очень похож к ситуации в Беларуси. Тибетская язык практически не применяется, несмотря на то, что, согласно Конституции, язык должна применяться во всех официальных документах. На практике же много кто не признает существование тибетской языка. Практически на всех уровнях образования используют китайскую. В университетах часто преподают на английском или китайском.

Я считаю, что это большая проблема Тибета, ибо то, естественно, путь к полной ассимиляции. Когда детки растут в кітайскамоўным среде, они начинают думать как китайцы, а потом становятся китайцами. Все начинается с культурной ассимиляции, а после народ просто исчезает».

Правда Вторая. Эмиграция

«Сотни и даже тысячи тибетцев уезжают в Индию, чтобы получить образование. Много людей хотят обучаться в университете или получить религиозное образование, а потому едут в большие страны рядом: Китай или Индию. Много кто возвращается, но не все. Большой процент уезжает в Европу или США, также по образование. В Тибете же власти опасаются людей из-за границы.

Существует много запретов. Например, нельзя называть болезни в телефонных разговорах. Случаются такие случаи, когда сын из Бостона звонит матери в Тибет, спрашивает, как ее здоровье. А она может только ответить, «старая болезнь» либо «новая болезнь», ведь нельзя рассказывать о болезни за границу. Все линии прослушиваются. Некоторые семьи выдумывают свои шифры, чтобы нормально разговаривать по телефону.

Радует, что смешанные браки между тыбетцамі и китайцами очень редки, так же как и браки между индийцами и тыбетцамі. В Тибете берутся браками с представителями своего народа. Поэтому, мне кажется, мы сумеем сохранить нацию».

Правда Третья. Старший брат

«Проблемам окружающей среды в Тибете уделяется большое значение. Почему? Потому что Тибет занимает второе место после Арктики и Антарктики по запасам льда. Дело в том, что страны, которые находятся рядом, имеют проблемы с питьевой водой. Китаю и Индии недостаточно чистой воды для людей и скота. А у нас большой резерв воды и льда. Кроме этого, Тибет также обладает запасами золота, угля и минералов.

Поэтому Китай заинтересован в оккупации Тибета. Таким образом, Китай получает возможность пользоваться нашими ресурсами».

Правда Четвертая. Оккупация

«За последние 50 лет Тибет был оккупирован 9 раз. Если вы защищаете права человека в Тибете, вы будете арестованы. Если вы выступаете за сохранение свобод человека — вы пойдете в тюрьму. Сегодня в Тибете можно увидеть, что свобода человека отрицается, а люди буквально просят о большую свободу.

Но идею убить нельзя, поэтому мы и существуем — правительство Тибета в изгнании. Мы работаем на демократических принципах, и наша цель есть создание независимого Тибета, где люди смогут жить свободно.

Печально, но я никогда в своей жизни не был в Тибете, мне не разрешено находиться в Тибете. Но я горжусь Тибетом и пока живу, буду делать все для этой земли и этих людей. На момент, когда меня избрали главой правительства, я уже 16 лет прожил в США. Но я оставил все: мою работу, мое привычное жизнь. Я оставил все это, потому что чувствую себя тыбетцам. Я зарабатываю 300 евро в месяц. Почему я сделал так? И не только я, но и вся моя команда? Мы имеем людей, которые получили прекрасное образование: Ель, Колумбийский университет. Но есть нечто большее, чем деньги и достаток. У нас есть наше достоинство, наша гордость. То, что мы Тибетцы, наша вера в будущее».

Постскриптум. Выход

«Мы родились, и мы умрем. Никто не сможет избежать этого. В учет берется только то, что мы сделаем во время жизни. Мне грустно, когда я понимаю, что в Тибете все не так хорошо, как хочется. Но я имею возможность повлиять на историю. Белорусы и тибетцы имеют такую возможность: сделать свое общество лучшим.

Помните: вы родились, и вы умрете. Ваши машины, телефоны, компьютеры — это все умрет вместе с вами. Но вы можете внести какие-то изменения в общество, ведь у вас есть мозги. Конечно, вы можете использовать их, чтобы разрушать, а можете с их помощью строить. В зависимости от того, что вы выберете, вы сможете изменить весь мир! Буддизм — религия оптимистичная. Я надеюсь, что мы — как тибетцы, так и белорусы, выберем путь до независимого и демократического правления, которое сделает весь мир немного лучше».