Беларусь направила новую официальную заявку на присоединение к Балоньскага процесса

Министерство образования Беларуси направило заявку в Балоньскі секретариат о вступлении в Болонский процесс и присоединении к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО), сообщил первый заместитель министра образования Вадим Богуш.

Заявка Беларуси может быть рассмотрена уже в мае 2015 года на Конференции министров образования стран, подписавших Балоньскую декларацию.

Первые шаги на присоединение к Балоньскага процесса Беларусь делала еще в начале прошлого десятилетия вскоре после знаменитой встречи европейских министров образования. Но быстро этот процесс был остановлен решением А. Лукашенко попутно с сильной ідэалагізацыяй белорусской системы высшего образования. В результате наша страна стала белым пятном на образовательной карте Европы. Под влиянием желания привлекать все больше иностранных студентов белорусские власти решились на решение вступать в Балоньскі процесс.

Первую заявку от Беларуси планировалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования. Однако на заседании Балоньскай рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение не рассматривать заявку Беларуси из-за неадпаведасць ее принципам Балоньскага процесса. В белорусской системе образования отсутствует институциональная автономия и реальный студенческое участие в управлении высшим образованием, ректоры назначаются президентом, а система студенческого самоуправления не существует, или присутствует только как декорация.

Через геополитические процессы в Беларуси появились хорошие шансы быть принятой в этот раз. Но чиновники утверждают, что и в системе образования произошли изменения.

Отвечая на вопрос БелаПАН, что изменилось в системе высшего образования с 2012 года, Богуш сказал, что процесс, связанный с модернизацией образования, преобразованиями, идет давно. Происходят институциональные, структурные и содержательные изменения. Так, введена дифференциация сроков подготовки на первой ступени образования от четырех до пяти лет. Магистратура выделена в отдельную степень подготовки, есть интегрированные программы по особо сложным специальностям, обучение по которым на выходе дает квалификацию на уровне магистра.

Говоря о академические свободы, автономии и студенческое участие в управлении высшим образованием, Богуш отметил, что «студенческое самоуправление в университетах Беларуси прямое, это заложено в менеджменте ВУЗА». «В каждом совете университета студенты присутствуют с правом голоса — решающего, а не совещательного, — сказал Богуш. — Все студенческие инициативы учитываются при принятии решений. Кроме того новые подходы позволяют студенту более гибко выстраивать процесс обучения, выбирая те или иные курсы. Это касается и социально-гуманитарного блока, и специальных дисциплин». Таким образом, учебный процесс становится индивидуализированным, а выпускник может максимально реализовать свой потенциал в национальной экономике.

Вместе с тем мониторинг нарушений академических свобод, который проводит Общественный Балоньскі комитет и молодежная профсоюзная группа «Студенческая рада», — констатирует несоблюдение прописанной на законодательном уровне квоты — 25% студентов в составе совета ВУЗА. По данным мониторинга, в БГУ, например, среди 90 членов совета только 10 студентов, а в Международном государственном экологическом университете имени Сахарова — один студент из 37 членов совета.

На этот счет Богуш сказал, что «студенты имеют возможность через своего полномочного представителя выдвигать любые инициативы». «Я не сталкивался с ситуациями, — отметил заместитель министра, — когда официально выдвинутые студенческие инициативы не рассматривались бы соответствующим образом».