Басовище наоборот

Высачэнныя сосны в небольшом борыку местечко Городок выслушали свой очередной, уже двадцать четвертый фестиваль Басовище. «Музыки молодой Беларуси» на этот раз подавали при свежей комфортной температуры, продували легким ветром, поливали теплым дождем и холодным пивом в непрестанной трансляции процесса на огромные экраны.

«А сколько там людей собирается?» — интересуется водитель полупустой автобусу, что впервые везет белорусские группы на фестиваль в Польшу. С его магнитолы звучит Науцілус Помпилиус и другие братские поп-идолы телевизору 90-х, а за спиной едут два десятка белорусских музыкантов, которые тихо потягивают суграваючыя напитки или громко спят.

«Сколько там людей?» — вопрос, который ставит в тупик регулярных посетителей культового фестиваля молодых белорусов. Название «Басовище» звучит как огромная музыкальная фабрика, разбросана не менее как по футбольному полю или аэродроме. На деле же слушатели фестиваля помещаются на двух десятках деревянных скамеек да танцполе размером с баскетбольную площадку.

Басовище много лет привлекает к себе не широким размахом многотысячного опен-эйру, а уютной атмосферой лесной поляны. На которую традиционно словно не сговариваясь съезжаются друзья и единомышленники с разных сторон восточной границы Европейского Союза. В таком формате вопрос про количество беспокоит разве что торговцев фестиваля, охрану и прочий staff. Более существенно для посетителей: «А был ли Этот в этом году?». Но с появлением прочных связей социальных сетей, сюрпризов больше не будет.

Комментарии под статусом в Facebook «Кто в этом году собирается на Басы?» определяют в мотивации ехать/не ехать чаще гораздо больше даже за лайн-ап фестиваля. А потерянная возможность оказаться за одним столом с алдовымі звездами белорусской музыки, выпить вместе пива, угнетает многих болельщиков сильнее, чем отсутствие этих музыкантов на сцене нового Басовище.

Дружеская мотивация является решающей для традиционных посетителей фестиваля, но новые поколения приезжают за новыми впечатлениями. Визовый барьер однако пока впечатляет больше. Организаторы фестиваля даже получив поддержку Министерства иностранных дел задолго до фестиваля, в этот раз опять не успели настроить уцямны процесс оформления виз для посетителей Басовище в польских консульствах.

«Они, кажется, не понимали, когда я обращался к ним по-белорусски, так активно среагировали только на польскую фразу, что попытался вставить в слова между песнями», — удивленно рассказывал один из хедлайнеров нового поколения Басовище Дмитрий Vinsent после своего выступления. На последнем концерте Винсента в минском клубе Re:public собирался толпа ціноў и студентов, которые пели хором целые куплеты. На Басовище эта толпа, к сожалению, не попал. Молодые жители Подляшья слушали белорусских звезд с осторожным любопытством.

Англоговорящий белорусская группа The Toobes, который закрывал нынешний фестиваль, добрался до Городка с Запада. Он быстро нашел взаимопонимание с публикой нового Басовище. На многочисленных концертах в Польше ребята не только отшлифовали свой профессионализм. Лидер группы Стас Ломакин в промежутках между песнями уверенно обращался к аудитории «Фестиваля молодой белорусской музыки» по-польски — аудитория удовлетворенно отвечала.

Сцена нового Басовище теперь имеет шикарное свет, почти безупречную организацию порядка выступлений и многие другие отлаженные технические детали, которых так не хватало студенческому фестивалю на протяжении многих лет. Но есть чувство, что она повернулась в обратную сторону. Сеть, которая разделяла бэкстэйдж Басовище-2013 и его зрителей, разделила словно два фестивали: отличный стильное среднего уровня европейский фестиваль и лесной дружеский пикник в стиле вечера встречи с выпускниками, на который не пустили младших студентов, но и забыли приехать многие из выпускников.

В следующем году место встречи планируется тем самым и даты приблизительно те же. Басовище растет, лучше не забывать.

Басовище 2013 в двух фоторепортажах