Басовище – 2014: «Путин — х*йло» и дети

Generation.by сгонял на фестиваль молодой белорусской музыки, который в этом году отмечал последний юбилей своёй молодости. В возрасте 25 лет центром внимания адвязнай музыкальной площадки с ароматом сосен и пиво оказались дети. Они же и сделали самую главную событии на сцене фестиваля. Поспорить за лидерство с детьми белорусского рока на сцене смог только украинская группа «Гайдамаки» со своим вариантом известного хита про лидера одной агрессивной региональной державы.

Собственно дети первых создателей «Басовище» сейчас и устраивают знаменитый студенческий фестиваль польского региона Подляшье, население которого состоит в значительной степени из этнических белорусов. Не смотря на кризис внимания со стороны посетителей, очередное поколение создателей «Басовище» держит качество бренду. Второй год подряд музыканты отмечают прогресс в технической организации фестиваля, хотя разговоров про организационные моменты, с которых ранее в значительной степени состоял быт жителей «Басовище», стало меньше. В середине прошлого десятилетия «Басовище» находилась на пике ожиданий и тогда каждый стремился выразить свою совет или замечание организаторам главного тогда белорусского альтернативного фестиваля.

В 2014 году постоянные посетители «Басов» все так же загаворніцкі пожимают друг другу руки, когда встречаются под соснами знаменитого борыка, но уже почти не ведут хмяльных разговоров о том, как улучшить фестиваль. Организацией фестиваля кроме самоотверженных студентов с БАС второй год подряд занимаются профессионалы под администрированием фонда Villa Sokrates. А постоянные посетители «Басовище» занимают себя метаморфозами похудения и набора веса сразу несколькими заметными людьми с белорусской музыкальной тусовки.

Иностранные и состоятельные белорусы

Много интересных групп, что начинали первый фестивальный день, на этот раз остались вне внимания Generation.by. Ее отвлекла большая очередь на границе, которая надежно разделяет состоятельных белорусов из Беларуси, которые едут на закупы, да этнических белорусов с паспортами Польши, которые придумали себе когда-то «Басовище».

Замежнасць знаменитого фестиваля белорусской альтернативной музыки привлекала раньше на его авантюрные молодые группы, которые бывало белорусизовались буквально в дороге. Ходит немало историй о том, как русскоязычные команды переводили свой репертуар непосредственно в автобусе, который вез их на «Басовище». Кто-то из тех групп исчез уже на обратном пути в Беларусь, кто-то и сейчас ездит на «Басовище», чтобы выйти на сцену или потусить вокруг нее.

С тех пор белорусскоязычие в музыке перестала стремиться выглядеть самодостаточным музыкальным стилем. Новые поколения организаторов «Басовища» начали эксперименты с форматом фестиваля. А конкурс молодых групп в конце концов не смог выдержать конкуренцию с социальными сетями в открытии новых имен белорусской музыки. «Басовище» постепенно потеряло в Беларуси образ загадочного иностранного фестиваля, после победы на котором молодая группа получал широкое внимание сми и слушателей.

Новое «Басовище» существует в контексте плотной конкуренции за внимание посетителей среди белорусских фестивалей и больших музыкальных мероприятий соседних стран. Традиционный бесплатный вход на «Басовище» не делает ему большой форе, ведь основные люди, для которых стоимость билетов имеет решающее значение – белорусские студенты – на фестиваль последних лет почти не попадают из-за отсутствия визовой поддержки. Более состоятельные потенциальные посетители фестиваля с разных сторон границы находят для себя более простые развлечения.

Со сужением потока свежей белорусской аудитории Басовище вернулась к истокам – фестиваль сейчас все больше воспринимается как уютная площадка «для своих». Между своими, особенно самыми локальными, как то заведено традициями, жарко пылают какие-то споры и обиды о том, что «загубили дело». Таким образом в борыку юбилейного «Басовішча» в этом году не оказалось многих создателей и людей, что наиболее ярко причастны к фестиваля в разные годы его развития.

Дети белорусского рока

Музыкальная программа юбилейного «Басовище» не стало поводом для оправданий, которые звучали в прошлом году «не поеду, так как нет на кого туда ехать». На этот раз меню фестиваля было разнообразным – и для тру-любителей проверенной временем белорусской музыки и для тех, кто любит эксперименты в широкой палитре вкусов.

Самым удачным экспериментом, который придал сёлетняма «Басовищу» той самой торжественной и трогательной юбілейнасці стало выступление ребятишек из совместного проекта «AB-BA Orkiestra» и белорусских музыкантов во главе с Лявоном Вольским.

«Чернобыль и радиация – умирает наша нация», – пел хор из 25 деток белорусов Подляшья, белорусов, которые сумели сохранить свою идентичность, не смотря на искушения ассимиляции демократической польской государством.

Старый хит «Радиация» местной группы «Кордон» звучал в таком контексте особенно пикантно.

Таким образом в исполнении малышей при поддержке Лявона Вольского, Игоря Ворошкевича, Александра Помидорова и автора идеи этого проекта Юрки Асенніка на сцену «Басовище» вернулись самые культовые песни белорусской рок-музыки. Возврат зрители заценили овациями и ностальгией с верой в будущее.

Последние несколько лет расширенная присутствие деток понемногу создает новый образ «Басовищу». Возможно, в дальнейшем организаторы поддержат эту фишку и устроят что-то специальное для тех, кто идет на фестиваль с детьми. Такой ход мог бы вытащить на «Басовище» прежние поколения посетителей из Беларуси, которые сейчас опасаются ехать с детьми на лесную поляну «к грязных польских панков».

«Ла-ла-ла-ла-ла…»

«Я ехал сюда именно из-за них!» – говорили мне независимо друг от друга целый ряд людей перед выступлением украинской группы «Гайдамаки», который выходил на сцену ночью второго дня.

Таким образом до извечного «Жыве Беларусь!» на сцене «Басовище» добавилось модное «Слава Украине! Героям слава!», а закрепить интеграционный успех группа «Гайдамаки» решил с помощью своей версии известного хита харьковских ультрас «Путин – хуйло! Ла-ла-ла-лай…»

Казацкий рок свободолюбивых украинцев в этот раз не просто добавил новых музыкальных вкусов в палитру молодежного фестиваля белорусской этнической меньшинства Польши. Благодаря появлению на сцене и под ней сине-желтых флагов, «Басовище» вырвалась из своего локального контекста и вспомнила, что проходит в регионе, где неадекватные политики отдают приказы избивать студентов на площадях и самолеты в небе.

Больше фотографий:

Как выглядит «Басовище» в свои 25