Артемий Троицкий: в РФ победил рок-музыку русский шансон

Известный российский журналист и преподаватель Артемий Троицкий, выступивший 15 января в Вильнюсе в рамках Публичной дискуссии ЕГУ, верить, что Беларусь и Украина в конце концов станут «нормальными европейскими странами».

«[Белоруссия] пройдет более длинный путь, чем страны Балтии, может быть, даже более длинный, чем украина (которая, я уверен, также будет европейской страной), но в конце концов – я уверен – с Беларусью все будет хорошо. Я очень хочу, чтобы так было, и я в этом не сомневаюсь».

О будущем же России Троицкий высказался совсем не оптимистично: «Единственная страна, о которой я имею большие сомнения – это Россия. Я абсолютно не представляю, что будет с Россией. Для меня это все будто окутано огромной темной тучей».

Прославленный знаток российской культуры, Троицкий сейчас живет в Таллинне и преподает в Хельсинкском и Таллиннском университетах.

Дискуссия, которую модерировал проректор ЕГУ по развитию и коммуникации д-р Дарюс Удрис, была посвящена темам культурного и политического мира современной России, корней общественной поддержки в России, влияния России на страны-соседки и позиции культурной элиты России.

«Я всегда был оптимистом насчет России, я думал: этот путь длинный и извилистый, но рано или поздно Россия станет нормальной страной, основанной на нормальных европейских принципах: мир, свобода, радости от хорошей жизни, – сказал Троицкий. – Вместо этого Россия снова и снова доказывает, что она-особое государство. Поэтому я превратился в пессимиста. Похоже на то, что Россия – это страна, которая никогда полностью не примет нормальные европейские правила».

По мнению Троицкого, лучшими специалистами в области россии были и остаются не политологи или аналитики, а, скорее, деятели искусства и писатели.

«Много в чем все то, что сейчас происходит в России, даже до деталей, было предсказано в повестях Владимира Сорокина, например, в «Дне опричника»».

Троицкий вспоминает, что когда девять лет назад вышла книга Сорокина, ее восприняли как юмористический роман-антиутопию. А сегодня, отмечает Троицкий, мы есть свидетелями того, как гротескные идеи книги превращаются в действительность.

«Тогда люди читали и смеялись. А сейчас она читается как газета», – иронизирует он.

Троицкий считает, что нынешнее бурю положительно влияет на культуру и творчество, так же как советский притеснение породил яркое театральное жизнь в 70-х и российскую рок-сцену в 80-х.

«Я имею большой опыт как рок-критик и музыкальный промоутер. Я могу сказать точно: самым плодотворным периодом для русского рока была первая половина 80-х. Это было время, когда возникли величайшие личности в русской музыке, величайшие поэты своего поколения. Это также было время самого сильного давления на рок-музыки – когда эта музыка была фактически под запретом. Людей арестовывали на концертах; по крайней мере две или три известные рок-звезды попали в тюрьму. Но попутно для музыки это было время наивысшего вдохновения».

Троицкий считает, что более-менее спокойное и цветущее первое десятилетие XXI века для российской культуры оказалось потерянным немного достойных произведений искусства и культуры было создано. С приходом нынешней политической нестабильностью в стране все изменилось.

«Я очень рад, что те же рок-ветераны, кто сделал в России песенную революцию в 80-х – такие люди, как Шевчук, Гребенщиков, даже Макаревич, – они снова на передовой культурного протеста. Я ими действительно горжусь; я счастлив, что эти ребята снова показали, насколько они сильны и талантливы», – сказал Троицкий.

Рок-музыка, джинсы и другие атрибуты западной поп-культуры сыграли значительную роль в распаде Советского Союза, однако в последнее время образ мыслей большинства населения России изменился в диаметрально противоположную сторону.

«Влияние Запада на Россию был сильным, но не глубоким, по моему мнению. Начиная от Петра I, он всегда затрагивал очень тонкий слой общества. В XVIII веке – аристократию; в XIX в. – дворянство и интеллигенцию, что всегда составляло 10-15% общества. Джинсы – это хорошо, рок-музыка – тоже здорово, но в конце концов победил рок-музыку русский шансон, потому что он ближе простому русскому человеку».

Открыто критикуя нынешний режим, Троицкий не видит появления оппозиции, которая бы не просто критиковала, но и действовала, чтобы изменить ситуацию. В связи с этим он сравнивает нынешнюю ситуацию в России с новейшей историей Беларуси.

«В России есть очень серьезные интеллектуальные ресурсы. Я в восторге от российских политических и общественных комментаторов. Потрясающие тексты, просто удовольствие читать. Но на этом все и заканчивается. Они выражают свои мысли с России и все чаще и чаще из-за границы; пишут что-то умное и хорошее, пропитанное болью – оно впечатляет. Но что-то сделать, чтобы это изменить? Так же нет».

Троицкий, в майке в поддержку Олега Навального (осужденного брата известного российского политического активиста Алексея Навального), признался, что Алексей Навальный кажется ему единственным, кто пытается что-то изменить в России.

«Скажем честно: Навальный – единственный, кто сейчас пытается что-то делать. Из-под домашнего ареста. Настоящий герой».

Что касается его самого – жителя Эстонии, который регулярно посещает Россию – Троицкий не беспокоится за свою безопасность.

«В принципе, я беззаботный человек. Мне 59 лет, мне довелось пожить в разные времена. Я никогда особенно не беспокоился о своей безопасности. Пока что все хорошо. Я не считаю себя опасным диссидентом. Впрочем, я же только высказываюсь. И пишу».

Следующая Публичная дискуссия ЕГУ состоится в конце февраля. Ее гостем станет доцент ЕГУ Виктор Мартинович, который поделится результатами своей научно-исследовательской работы, посвященной белорусскому художнику Марку Шагалу.